Исследование жизни племени аэта, коренного населения Филиппинских островов, занимающегося охотой и собирательством (ученые наконец добрались и до них), выявило, что уровень сотрудничества его членов был значительно выше в тех поселениях, в которых жило больше хороших рассказчиков. Как и следовало ожидать, болтуны имели более высокий социальный статус и получали больше благ, чем даже самые опытные собиратели.
Еще важнее с эволюционной точки зрения тот факт, что в среднем они производили больше потомства. Согласно исследованию, умелые рассказчики имели больше партнеров для секса, чем неумелые (читайте также: Правила диалога в паре: 5 бытовых вещей, которые убивают отношения).
Почему же естественный отбор предпочел в данном случае еде интересную историю? Потому что такие истории — это не просто рассказы, предназначенные развлечь или проиллюстрировать точку зрения. Это парадигмы, которые фундаментально меняют сознание. Они определяют, что нас интересует, как мы это интерпретируем и как ведем в себя в ответ. Рассказывание историй было первоначальной контрольной системой у человечества, определяющей коллективное поведение, которое объединяло общество,
Исследования показывают, что наше внимание резко падает, когда нам читают лекцию, но усиливается, если нам рассказывают историю. Так что если мы хотим, чтобы другие нас услышали, лучше представить свое сообщение в виде рассказа.
Истории имеют также огромное преимущество, если речь идет о влиянии на процесс принятия решения. Антонио Дамасио, ученый в области нейрологии, обнаружил, что финансовые решения в простой игре принимаются эмоционально, причем наш разум обеспечивает только удовлетворение после факта. Истории — это идеи, облеченные в эмоции, поэтому они сразу же направляются в тот участок мозга, который принимает решения.
Ученые университета Принстон также обнаружили, что, когда мы слушаем историю, наш мозг имитирует ту же модель активации, что и мозг рассказчика. Люди не только слышат посыл, но и сопереживают ему, и делают его своим собственным.
Влиять на поведение и на принятие решений — это фундаментальная задача лидера, и для решения ее нет более эффективной технологии, чем хорошо продуманная и рассказанная история. А если этого вам недостаточно для того, чтобы постараться стать хорошим рассказчиком, помните о перспективе улучшения своей интимной жизни.