Суть жизни на земле в ее продолжении. Это хорошо знали и понимали наши предки, главным культом которых являлось плодородие. Многие слова, пословицы и поговорки крутились вокруг этой темы и действа, приводящего к рождению того самого плода.
Позже изначальные смыслы, аллюзии утратились, мы употребляем некоторые слова и выражения, не зная, что раньше так называли мужские или женские половые органы, что-то обозначало секс, а чем-то маскировали женские оргазмы и мужскую эякуляцию (читайте также: Как отличить пословицу от поговорки, подсказки для детей).
О том, что сейчас стало цензурным, а раньше попадало под категорию 21+, WDay.ru рассказал руководитель «Ясна-центра» Сергей Архипов.
Прежде чем говорить на эту тему, необходимо понять, что все крутилось вокруг идеи продолжения жизни на Земле, все главные праздники, ритуалы были для прославления плодородия, молили богов, чтобы дождик пролил там, где надо, и вышел большой урожай, чтобы скотинка прибавлялась, чтобы семья росла, потому что на Руси исконно мельчайшей единицей общества была семья, где воспитывались не один и не два ребенка, а больше.
Все завязано на отношениях между мужчиной и женщиной, их, своего рода, противоположности и единстве, к которому они так или иначе приходят. Именно поэтому так много слов и идиоматических выражений, воспевающих эти отношения (читайте также: Секс на Руси: был, да еще какой).
Например, раньше одно из названий мужского полового органа было «дурак», а она — «дура». Зная это, понимаешь значение выражения «валять дурака» как делать что-то несоответствующее, потому что не дурака валять надо, а вкалывать. Если с одного бока на другой валять при половом акте, ничего же не получится, этим предметом нужно вкалывать, не баловаться.
А что такое баловаться? Вспомним выражение «по самое не балуйся» — «балуйками» называли мужские яички. Вот и понимаем, что нужно не баловаться и дурака валять, а вкалывать.
А почему выражение «чего ты мне мозги паришь» легко заменяемо другим, более нецензурным, вариантом? Да потому что парились где? В бане. Отсюда и «чего ты паришься», то есть прикладываешь сильно много поступательных движений зазря.
Пословица «не буди лихо, пока оно тихо» — тоже, как уже можете догадаться, про это. Есть лихо — сексуальная энергия, так называемое либидо, которую лучше не возбуждать в данное время в данном месте, иначе последствия могут быть непредсказуемые (читайте также: Разведи огонь: как женщине повысить либидо — отвечает сексолог).
С этой же лихостью связана народная дразнилка про Николая, которому велят не ходить на тот конец, то есть не вливать свою силушку в детородный орган, да не носить девкам колец (не носи — не нози), то есть не пронзай девчачьи кольца.
Даже, казалось бы, далекое от полового акта слово «наставник» связано с потенцией, потенциальной энергией, которую изначально женщина раскрывает у мужчины. Она является его наставником, делает так, чтобы, грубо говоря, стояло, и у мужчины было полно энергии во всех смыслах — чтобы семью свою обеспечить, ее нужды, чтобы стратегические ресурсы добыть. А он ее — налаживает (как станок). А вместе они крутят шашни, то есть занимаются сексом.
А «семь бед — один ответ» — это, конечно, не про оргию, но о том, что семь раз мужчина может постараться, а ребенок все равно один будет. Эти и многие другие слова и выражения просто не могут не быть основанными на образах, связанных с мужчиной и женщиной, и похабщиной их, конечно, считать нельзя, как нельзя считать ею саму жизнь.
Потому что мужской конец и женское начало творят жизнь, которую мы пытаемся прожить, а наш язык, образный, отражает ее сущность.