Свободные женщины
В переводе с греческого hetaira означает «подруга», «компаньон». Эти женщины появились в VII—IV веках до нашей эры в Греции. Знаменитый оратор Демосфен называл их спутницами радости и служительницами муз. Гетерой могла стать любая обладающая достаточной красотой и талантом афинянка, если один из ее родителей не являлся гражданином Афин. Происхождение и социальный статус не имели значения, гетерами становились девушки не только из бедных семей, но из богатых. Потому что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение жены было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, девушки выбирали другой образ жизни – с правом выбора любовника по душе.
Но гетеры не считались падшими женщинами, наоборот, они были очень уважаемы обществом и имели высокий социальный статус. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили. А для плотских утех мужчин в Древней Греции существовали рабыни, которые не занимали высокого положения в обществе.
Гетеры же не всегда торговали телом, они скорее щедро обогащали мужчин знаниями. Они становились для них настоящими музами и могли выходить замуж за своих поклонников. Афинский полководец Перикл был настолько очарован гетерой Аспасией, что даже женился на ней. Аспасия не только помогала мужу готовить речи для выступлений, но и давала советы по решению государственных проблем. Одна из самых знаменитых гетер – Таис Афинская была подругой Александра Македонского, а после смерти возлюбленного она стала женой египетского царя Птолемея І.
Богини любви
В афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники гетер высекали предложения о свидании и сумму. Если женщине нравился поклонник, то она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели готовы были платить огромные деньги. Но «спутницы радости» выбирали только тех, кто им действительно нравился.
Однако были у гетер и противники. Кратет считал, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, и высмеивал любовь девушки к золоту. Известен даже случай, когда Фрину обвинили в кощунстве, за то, что она стала натурщицей для Праксителя, ваявшего статую Афродиты. Девушка обнажилась перед вынесением приговора.
Ее тело было настолько прекрасным, что судьям ничего не оставалось, кроме как оправдать гетеру. Так что поклонников у красавицы прибавилось
Например, царь Лидии так сильно желал Фрину, что ему пришлось согласиться на ее условия и выплатить ей баснословный «гонорар». Из-за этого ему даже пришлось поднять налоги в стране, чтобы восполнить бюджет государства. А вот Диогену близость с прекрасной гетерой ничего не стоила. Фрина восхищалась его умом.
Сходства гетер и куртизанок
В переводе с французского слово courtisane означает «придворная». Так называли знатных дам, которые проживали во дворцах вельмож и королевских особ. Куртизанки должны были следить за этикетом и нарядно выглядеть, а во время приемов в честь иностранных послов – развлекать гостей приятными беседами.
Многие из них жили в роскоши, благодаря богатым покровителям, которые оплачивали их расходы. Нередко такие дамы были хозяйками салонов, в которых представители богемы, дипломаты, политики и военные могли отдохнуть, хорошо провести время, послушать музыку, побеседовать с умными и образованными женщинами. В отличии от гетер они не считались приличными женщинами.
Примечательно, что существовало две категории куртизанок: oneste – честные дамы и di lume – оказывающие сексуальные услуги своим покровителям.
Представительницы первой категории были умными, талантливыми и образованными женщинами. Мужчины часто советовались с ними при принятии важных решений. Сочетание интеллекта, интереса к искусству и общественной жизни делало их настоящими музами и вдохновительницами в глазах кавалеров. В этом они очень схожи с гетерами.
Честные куртизанки нередко состояли на государственном жалованье за то, что передавали секретную информацию, полученную в задушевных беседах с иностранными послами, дипломатами, политиками и военачальниками.
Например, француженка Марион Делорм была возлюбленной поэтов, министров, принцев, а в ее парижском салоне собирались представители оппозиции, так называемой Фронды, инициировавшие несколько антиправительственных восстаний. Во время одной из таких смут дом куртизанки превратился в своеобразный штаб лидеров этого политического движения, противостоявшего кардиналу Мазарини.
Отличия
Что же касается второй категории куртизанок, то к ней относились красавицы и модницы. Они тоже были хорошо образованны, но не блистали особым шармом. Эти дамы ценились обществом гораздо меньше, чем честные куртизанки, хотя и стоили своим поклонникам больших денег. Иногда, опасаясь сплетен и пересудов со стороны поборников христианской морали, представительницы этой категории выходили замуж за мужчин, которые были ниже по социальному статусу, чем их покровители. Часто такие браки были фиктивными. Гетерам же не приходилось выходить замуж, для того чтобы маскировать свое положение в обществе.
Нередко куртизанками становились образованные девушки из обедневших аристократических семей, которые быстро находили себе покровителей, а искусству обольщения их могли обучать родные матери. А вот «служительницы муз» получали необходимое для их профессии образование при храмах. Самая знаменитая школа находилась в Коринфе при храме Афродиты, который был известен во всей Греции тысячами служительниц богини. Гетер не только обучали искусству любви, ораторскому мастерству, философии и музыке, но и посвящали в тайные мистерии богини.
Главное отличие гетер от куртизанок заключалось в том, что они были служительницами культа богини Афродиты и жертвовали ее храму часть заработанных денег. Куртизанки же никогда не связывали свою деятельность с религией, стараясь держаться как можно дальше от ратующих за веру фанатиков.