Один из богатейших людей России полюбил крепостную и женился на ней вопреки мнению света. Как такое могло случиться? Подробности необычной истории любви — в нашем материале.

Запретное счастье: история любви графа и крепостной актрисы
Фото
Getty Images

Николаю Петровичу Шереметеву повезло родиться в одной из самых знатных и состоятельных семей. Его отец, Петр Борисович, был известным меценатом, обладателем богатейших коллекций живописи, фарфора, ювелирных украшений. А еще у Шереметевых был домашний театр, в котором бывали даже представители царской семьи. Да что там, на сцену в своей дебютной партии Гименея 14-летний Николай вышел в одном спектакле со своим другом, цесаревичем Павлом.

На тот момент будущая жена Николая Шереметева еще даже не родилась. Немного повзрослев, молодой граф отправился в Европу. Там он приступил к обучению в престижном Лейденском университете, но прежде был представлен при французском, английском и прусском дворах, познакомился с самыми интересными людьми своего времени. А получив блестящее образование, вернулся в Россию, где был назначен директором Московского банка. И с увлечением приступил к строительству нового театра в подмосковном имении Кусково.

Запретное счастье: история любви графа и крепостной актрисы
Фото
Getty Images

Вдвоем за клавесином

Второе семейное сценическое пространство открылось в 1787 году, и уже вскоре на спектакли Кусковского театра стал съезжаться весь московский свет. В крепостном театре Шереметевых был собственный оркестр, европейское качество сценического оформления и, главное, великолепная труппа! Да, это были крепостные. Но самые талантливые. И хозяева не жалели сил и средств, чтобы дать им образование, обучить иностранным языкам и стихосложению, а для уроков сценического мастерства выписывали профессиональных актеров лучших театров. По заведенной еще Петром Борисовичем традиции к артистам обращались по имени-отчеству, для них готовили ту же еду, что подавалась к графскому столу, а о здоровье заботились профессиональные доктора.

Запретное счастье: история любви графа и крепостной актрисы
Фото
кадр из фильма «Графиня Шереметева»

Театр стал для Николая делом всей жизни. И театр же подарил ему встречу с единственной и главной любовью – Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой. Впрочем, на момент их знакомство она была юной Пашей Ковалевой – крепостной девчонкой, дочкой кузнеца. У нее были выразительные темные глаза, запоминающаяся внешность и совершенно замечательный певческий голос – глубокий и теплый. В 7 лет ее начали учить пению, а к 11 она уже стала настоящей актрисой. Для нее даже придумали звучную сценическую фамилию Жемчугова – в честь найденной в графском пруду жемчужинки.

Первая встреча произошла на премьере оперы Андре Гретри «Опыт дружбы». Молодой граф в зале, Прасковья на сцене. Девочка очень волновалась, пока стояла за кулисами, но едва шагнула на сцену – преобразилась. Николай был поражен ее талантом, голос юной актрисы совершенно его покорил. С этого дня стал заботиться о том, чтобы было больше уроков, ведущих партий. Граф лично возил ее на спектакли, помогал разучивать арии и музицировал с девочкой в четыре руки.

Ни жена, ни невеста

Девушка росла и хорошела, а ее покровитель не решался признаться даже себе в своих чувствах к ней. Все изменилось, когда умер Шереметев-старший. Сын был настолько подавлен, что даже запил с горя. Но это не сделало боль утраты меньше. Излить душу он мог только одному человеку — Прасковье, которая уже стала ему близким другом. Она смогла найти нужные слова, проявить участие. А граф признался, что влюблен. Разгорелся роман, Николай поселил любимую в господском доме. Одновременно разгорелись и пересуды. Однако в открытую осуждать эту связь никто не решался: вся знали, что Шереметев может быть вспыльчивым и горячим в поступках.

Сам он значения сплетням не придавал. Стал появляться со своей избранницей в обществе, показывая свету, что уважает ее и относится как к равной. Обратился лично к Павлу I, чтобы тот дал высочайшее соизволение на брак. Но император даже в память о детской дружбе не пошел на нарушение сложившихся устоев. Тем более, что многочисленная родня графа, видевшая в крепостной актрисе претендентку на наследство, протестовала и в открытую, и в кулуарах. Нужно понимать, что статус артистов в то время был настолько невысок, что их даже запрещалось хоронить в церковной ограде.

Отчаянный шаг

Запретное счастье: история любви графа и крепостной актрисы
Фото
Getty Images

Все попытки добиться права быть с любимой женщиной законным путем разбивались вдребезги. И тут наступило время перемен. Когда Павла I убили заговорщики, Шереметев решился на подлог. Он подделал документы, и Прасковья Жемчугова стала польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Вольную она ждала большую часть своей жизни: ей было уже около 30, а впереди оставалось лишь несколько лет.

Новый царь, Александр I, дал графу разрешение жениться. Но венчание, прошедшее в одной из московских церквей в ноябре 1801 года, все равно было тайным. После этого супруги уехали в Петербург. Здесь в 1803 году произошло радостное событие: родился сын Дмитрий. Прасковья Ивановна была счастлива, что ребенок появился на свет не во грехе. Ее здоровье к тому времени было совсем подорвано. Еще в Москве у нее началась чахотка, а сырой климат Санкт-Петербурга довершил дело. Она не могла петь, и почти совсем не выходила на улицу. На 20-й день после рождения ребенка Жемчугова-Шереметева умерла. Ей было всего 34 года. Граф поседел и постарел в считанные дни. За гробом он шел с младенцем на руках, вместе с ними Прасковью провожали актеры, музыканты, слуги. Знать, не принимавшая ее при жизни, не признала и после смерти.

Граф Николай Шереметев пережил любимую жену на 6 лет. В честь супруги от открыл в Москве Странноприимный дом – больницу-приют для тех, у кого не было средств. Сейчас в этом здании находится Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского. Почти все свое состояние он раздал бедным или оставил в обеспечение содержания больных и сирот, а невестам из бедных семей за счет завещанных им денег выдавали приданое. Кроме того, остались архитектурные шедевры, построенные на средства Шереметевых: театрально-дворцовый комплекс в Останкине, здание театра в Кускове, дома в Павловске и Гатчине.