Тема любви — одна из центральных в мировой культуре. Во имя любви пишутся романы и философские трактаты, о ней слагают песни артисты и отчаянно спорят политики.

Однако любовь — это не только про сантименты и посиделки в обнимку до утра. Любовь бывает нездоровой, трагичной и деструктивной.

Один из самых болезненных опытов, связанных со светлым чувством, — ревность.

Поэтому ревности тоже удалось откусить свой кусок творческого внимания от любовного пирога. Сегодня поговорим о картинах, на которых знаменитые живописцы из разных эпох засвидетельствовали сцены ревности.

Луи-Леапольд Буальи. «Обманутый ревнивец»

картины про ревность
Луи-Леопольд Буальи. Обманутый ревнивец. Холст, масло. 54х65. 18 или 19 век. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Фото
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Стиль, эпоха: сентиментализм, Франция, 19 век

Что происходит на картине:

Французский живописец был известен своей способностью иронично изображать бытовые сцены из жизни представителей среднего и высокого класса. И эта картина — не исключение. Мы видим сцену ревности, которая разыгралась между супругами.

Она молода, прекрасна и хочет купаться в океане страстей. Он — богатый старик, и сил на океан страстей у него не осталось. Максимум — на лужицу. Поэтому он боится, что юная супруга не будет хранить ему верность.

Типичный мезальянс для того времени. Да и в наш век подобные браки часто случаются, что уж греха таить.

Вывод: хотите замуж на юную леди, когда вам уже немного за…? Ради собственного спокойствия выбирайте аскетичную особу со слабой половой конституцией.

Тициан Вечеллио. «Чудо ревнивого мужа»

картины про ревность
Чудо ревнивого мужа. 1511 г. 340x185 см, фреска.
Фото
Тициа́н Вече́ллио

Стиль, эпоха: венецианская школа эпохи Возрождения, 16 век

Что происходит на картине:

Это изображение — фреска, созданная для часовни Скуола дель Санте в Падуе — маленьком итальянском городке. На фреске изображен богословский сюжет: фрагмент из жития Антония Падуанского — католического святого.

Согласно легенде, которой посвящена картина, один мужчина в порыве гнева смертельно ранил свою жену, которую подозревал в неверности.

Святой Антоний же совершил чудо — оживил женщину.

А потом совершил еще одно чудо, чудо дипломатии: убедил безумного ревнивца в невиновности его супруги и заставил раскаяться в своем поступке.

Вывод: на святого Антония надейся, а сама не плошай. Не надо связываться с парнями, которые не способны контролировать гнев, девочки.

Эдвард Мунк. «Ревность»

Молилась ли ты на ночь? 5 самых известных картин о ревности
Литография, доработанная вручную гуашью и акварелью. 1896 г.
Фото
Эдвард Мунк. Munch-museet i Oslo

Стиль, эпоха: экспрессионизм, конец 19 и начало 20 века

Что происходит на картине: проблематика ревности — одна из важнейших в творчестве Мунка. Так, художник создал 11 версий живописных версий и еще несколько графических вариантов картины «Ревность».

На переднем плане мы видим искаженное гримасой гнева мужское лицо. На заднем — цветущая девушка, которая заигрывает с юношей. В изначальной версии действие картины разворачивалось в саду. Барышня разговаривала с таинственным собеседником и тянула руку за яблоком.

Несложно догадаться, что это — отсылка к библейской притче о грехопадении и соблазнении Адама Евой.

Исследователи предполагают: на этой картине Мунк изобразил любовный треугольник из собственной биографии. Герои треугольника — сам Мунк, писатель Станислав Пшибышевский и его жена. В лице ревнивца на переднем плане узнают черты Пшибышевского.

При этом, как отмечают теоретики искусства, картина перекликается со стихотворением Пшибышевского «Всенощная», описывающим «беззвучный, сатанинский половой ад».

Вывод: когда ваш молодой человек в следующий раз заревнует вас, скажите ему:

Дорогой, вообще-то ревность очень полезна для мужской творческой продуктивности, так что скажи мне спасибо. Вот художник Мунк и писатель Пшибышевский…

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа»

Молилась ли ты на ночь? 5 самых известных картин о ревности
Жан Огюст Доминик Энгр. Паоло и Франческа
Фото
Жан Огюст Доминик Энгр. Музей изобразительных искусств, Анже (Musée des Beaux Arts, Angers).

Стиль, эпоха: европейский академизм, 19 век

Что происходит на картине: слезоточивая история любви Паоло и Франчески описана в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Оттуда этот образ перекочевал на многие картины известных художников. В частности, на картину Энгра.

Что же это за история такая?

Прекрасная Франческа — дочь Гвидо Первого да Полента, правителя итальянского города Равенны. Гвидо решил выдать свое чадо замуж за сына правителя города Римини Джанчотто Малатеста: в династических целях, разумеется.

И все бы хорошо, но…

Джанчотто обладал отвратительной наружностью и невыносимым характером. И все же одна добродетель у него была: он умел оценивать себя здраво.

Поэтому вместо себя пугающий тип послал свататься своего младшего брата: ангельски симпатичного, приятного и умного юношу по имени Паоло. Франческа пришла в восторг от этого «лапочки» и согласилась на брак.

К ужасу девушки, наутро она обнаружила в постели злобного урода Джанчотто, а не прекрасного во всех отношениях Паоло.

Паоло и Франческа полюбили друг друга и продолжили общаться. Чтобы маскировать свои запретные отношения, они читали вместе книги.

Однажды они читали легенду о королеве Гвиневре и спасшем ее честь рыцаре Ланселоте. Впечатленные сценой поцелуя главных героев, молодые люди не удержались и тоже поцеловались. В этот самый момент ворвался гневный Джанчотто. Он тайно наблюдал за «подозрительной дружбой» своей жены и брата.

Разъяренный сложившейся ситуацией, Джанчотто умертвил влюбленных мечом.

Вывод: не стоит на первом свидании выдавать себя за того, кем вы не являетесь. Это всегда заканчивается так себе.

Александр-Мари Кален. «Отелло и Дездемона»

Молилась ли ты на ночь? 5 самых известных картин о ревности
Отелло и Дездемона 1829г.
Фото
Александр-Мари Колен

Стиль, эпоха: 19 век, реализм

Что происходит на картине: картина отсылает к знаменитому сюжету пьесы Уильяма Шекспира «Отелло». Знаменитый полководец Отелло венчается с юной Дездемоной. Вместе они уезжают в военный гарнизон, где Отелло назначен командиром.

Подчиненные Отелло готовят заговор: пытаются сместить командира с должности.

Помощник Отелло, Яго, убеждает своего «шефа» в неверности Дездемоны. И подталкивает его к решению убить свою жену.

Манипуляции Яго приводят к результату. Разгневанный Отелло приходит к юной супруге и начинает выяснять отношения. И чем яростнее Дездемона отрицает свою вину, тем активнее подозрительный Отелло убеждается в обратном. В порыве гнева он душит ее.

Однако вскоре погибает и сам. Жена Яго рассказывает командиру о коварных планах ее мужа. Осознав, что из-за своей параноидальности он зря разрушил свою семейную идиллию, Отелло закалывает себя кинжалом.

Вывод: не стоит путать подчиненных с семейными психотерапевтами. Они вам не помогут.