Тема любви — одна из центральных в мировой культуре. Во имя любви пишутся романы и философские трактаты, о ней слагают песни артисты и отчаянно спорят политики.

Однако любовь — это не только про сантименты и посиделки в обнимку до утра. Любовь бывает нездоровой, трагичной и деструктивной.

Один из самых болезненных опытов, связанных со светлым чувством, — ревность.

Поэтому ревности тоже удалось откусить свой кусок творческого внимания от любовного пирога. Сегодня поговорим о картинах, на которых знаменитые живописцы из разных эпох засвидетельствовали сцены ревности.

Луи-Леапольд Буальи. «Обманутый ревнивец»

картины про ревность | Источник: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Луи-Леопольд Буальи. Обманутый ревнивец. Холст, масло. 54х65. 18 или 19 век. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Фото
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Стиль, эпоха: сентиментализм, Франция, 19 век

Что происходит на картине:

Французский живописец был известен своей способностью иронично изображать бытовые сцены из жизни представителей среднего и высокого класса. И эта картина — не исключение. Мы видим сцену ревности, которая разыгралась между супругами.

Она молода, прекрасна и хочет купаться в океане страстей. Он — богатый старик, и сил на океан страстей у него не осталось. Максимум — на лужицу. Поэтому он боится, что юная супруга не будет хранить ему верность.

Типичный мезальянс для того времени. Да и в наш век подобные браки часто случаются, что уж греха таить.

Вывод: хотите замуж на юную леди, когда вам уже немного за…? Ради собственного спокойствия выбирайте аскетичную особу со слабой половой конституцией.

Тициан Вечеллио. «Чудо ревнивого мужа»

картины про ревность | Источник: Тициа́н Вече́ллио
Чудо ревнивого мужа. 1511 г. 340x185 см, фреска.
Фото
Тициа́н Вече́ллио

Стиль, эпоха: венецианская школа эпохи Возрождения, 16 век

Что происходит на картине:

Это изображение — фреска, созданная для часовни Скуола дель Санте в Падуе — маленьком итальянском городке. На фреске изображен богословский сюжет: фрагмент из жития Антония Падуанского — католического святого.

Согласно легенде, которой посвящена картина, один мужчина в порыве гнева смертельно ранил свою жену, которую подозревал в неверности.

Святой Антоний же совершил чудо — оживил женщину.

А потом совершил еще одно чудо, чудо дипломатии: убедил безумного ревнивца в невиновности его супруги и заставил раскаяться в своем поступке.

Вывод: на святого Антония надейся, а сама не плошай. Не надо связываться с парнями, которые не способны контролировать гнев, девочки.

Эдвард Мунк. «Ревность»

Литография, доработанная вручную гуашью и акварелью. 1896 г. | Источник: Эдвард Мунк. Munch-museet i Oslo
Литография, доработанная вручную гуашью и акварелью. 1896 г.
Фото
Эдвард Мунк. Munch-museet i Oslo

Стиль, эпоха: экспрессионизм, конец 19 и начало 20 века

Что происходит на картине: проблематика ревности — одна из важнейших в творчестве Мунка. Так, художник создал 11 версий живописных версий и еще несколько графических вариантов картины «Ревность».

На переднем плане мы видим искаженное гримасой гнева мужское лицо. На заднем — цветущая девушка, которая заигрывает с юношей. В изначальной версии действие картины разворачивалось в саду. Барышня разговаривала с таинственным собеседником и тянула руку за яблоком.

Несложно догадаться, что это — отсылка к библейской притче о грехопадении и соблазнении Адама Евой.

Исследователи предполагают: на этой картине Мунк изобразил любовный треугольник из собственной биографии. Герои треугольника — сам Мунк, писатель Станислав Пшибышевский и его жена. В лице ревнивца на переднем плане узнают черты Пшибышевского.

При этом, как отмечают теоретики искусства, картина перекликается со стихотворением Пшибышевского «Всенощная», описывающим «беззвучный, сатанинский половой ад».

Вывод: когда ваш молодой человек в следующий раз заревнует вас, скажите ему:

Дорогой, вообще-то ревность очень полезна для мужской творческой продуктивности, так что скажи мне спасибо. Вот художник Мунк и писатель Пшибышевский…

Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа»

Жан Огюст Доминик Энгр. Паоло и Франческа | Источник: Жан Огюст Доминик Энгр. Музей изобразительных искусств, Анже (Musée des Beaux Arts, Angers).
Жан Огюст Доминик Энгр. Паоло и Франческа
Фото
Жан Огюст Доминик Энгр. Музей изобразительных искусств, Анже (Musée des Beaux Arts, Angers).

Стиль, эпоха: европейский академизм, 19 век

Что происходит на картине: слезоточивая история любви Паоло и Франчески описана в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Оттуда этот образ перекочевал на многие картины известных художников. В частности, на картину Энгра.

Что же это за история такая?

Прекрасная Франческа — дочь Гвидо Первого да Полента, правителя итальянского города Равенны. Гвидо решил выдать свое чадо замуж за сына правителя города Римини Джанчотто Малатеста: в династических целях, разумеется.

И все бы хорошо, но…

Джанчотто обладал отвратительной наружностью и невыносимым характером. И все же одна добродетель у него была: он умел оценивать себя здраво.

Поэтому вместо себя пугающий тип послал свататься своего младшего брата: ангельски симпатичного, приятного и умного юношу по имени Паоло. Франческа пришла в восторг от этого «лапочки» и согласилась на брак.

К ужасу девушки, наутро она обнаружила в постели злобного урода Джанчотто, а не прекрасного во всех отношениях Паоло.

Паоло и Франческа полюбили друг друга и продолжили общаться. Чтобы маскировать свои запретные отношения, они читали вместе книги.

Однажды они читали легенду о королеве Гвиневре и спасшем ее честь рыцаре Ланселоте. Впечатленные сценой поцелуя главных героев, молодые люди не удержались и тоже поцеловались. В этот самый момент ворвался гневный Джанчотто. Он тайно наблюдал за «подозрительной дружбой» своей жены и брата.

Разъяренный сложившейся ситуацией, Джанчотто умертвил влюбленных мечом.

Вывод: не стоит на первом свидании выдавать себя за того, кем вы не являетесь. Это всегда заканчивается так себе.

Александр-Мари Кален. «Отелло и Дездемона»

Отелло и Дездемона 1829г. | Источник: Александр-Мари Колен
Отелло и Дездемона 1829г.
Фото
Александр-Мари Колен

Стиль, эпоха: 19 век, реализм

Что происходит на картине: картина отсылает к знаменитому сюжету пьесы Уильяма Шекспира «Отелло». Знаменитый полководец Отелло венчается с юной Дездемоной. Вместе они уезжают в военный гарнизон, где Отелло назначен командиром.

Подчиненные Отелло готовят заговор: пытаются сместить командира с должности.

Помощник Отелло, Яго, убеждает своего «шефа» в неверности Дездемоны. И подталкивает его к решению убить свою жену.

Манипуляции Яго приводят к результату. Разгневанный Отелло приходит к юной супруге и начинает выяснять отношения. И чем яростнее Дездемона отрицает свою вину, тем активнее подозрительный Отелло убеждается в обратном. В порыве гнева он душит ее.

Однако вскоре погибает и сам. Жена Яго рассказывает командиру о коварных планах ее мужа. Осознав, что из-за своей параноидальности он зря разрушил свою семейную идиллию, Отелло закалывает себя кинжалом.

Вывод: не стоит путать подчиненных с семейными психотерапевтами. Они вам не помогут.