Тема любви — одна из центральных в мировой культуре. Во имя любви пишутся романы и философские трактаты, о ней слагают песни артисты и отчаянно спорят политики.
Однако любовь — это не только про сантименты и посиделки в обнимку до утра. Любовь бывает нездоровой, трагичной и деструктивной.
Один из самых болезненных опытов, связанных со светлым чувством, — ревность.
Поэтому ревности тоже удалось откусить свой кусок творческого внимания от любовного пирога. Сегодня поговорим о картинах, на которых знаменитые живописцы из разных эпох засвидетельствовали сцены ревности.
Луи-Леапольд Буальи. «Обманутый ревнивец»
Стиль, эпоха: сентиментализм, Франция, 19 век
Что происходит на картине:
Французский живописец был известен своей способностью иронично изображать бытовые сцены из жизни представителей среднего и высокого класса. И эта картина — не исключение. Мы видим сцену ревности, которая разыгралась между супругами.
Она молода, прекрасна и хочет купаться в океане страстей. Он — богатый старик, и сил на океан страстей у него не осталось. Максимум — на лужицу. Поэтому он боится, что юная супруга не будет хранить ему верность.
Типичный мезальянс для того времени. Да и в наш век подобные браки часто случаются, что уж греха таить.
Вывод: хотите замуж на юную леди, когда вам уже немного за…? Ради собственного спокойствия выбирайте аскетичную особу со слабой половой конституцией.
Тициан Вечеллио. «Чудо ревнивого мужа»
Стиль, эпоха: венецианская школа эпохи Возрождения, 16 век
Что происходит на картине:
Это изображение — фреска, созданная для часовни Скуола дель Санте в Падуе — маленьком итальянском городке. На фреске изображен богословский сюжет: фрагмент из жития Антония Падуанского — католического святого.
Согласно легенде, которой посвящена картина, один мужчина в порыве гнева смертельно ранил свою жену, которую подозревал в неверности.
Святой Антоний же совершил чудо — оживил женщину.
А потом совершил еще одно чудо, чудо дипломатии: убедил безумного ревнивца в невиновности его супруги и заставил раскаяться в своем поступке.
Вывод: на святого Антония надейся, а сама не плошай. Не надо связываться с парнями, которые не способны контролировать гнев, девочки.
Эдвард Мунк. «Ревность»
Стиль, эпоха: экспрессионизм, конец 19 и начало 20 века
Что происходит на картине: проблематика ревности — одна из важнейших в творчестве Мунка. Так, художник создал 11 версий живописных версий и еще несколько графических вариантов картины «Ревность».
На переднем плане мы видим искаженное гримасой гнева мужское лицо. На заднем — цветущая девушка, которая заигрывает с юношей. В изначальной версии действие картины разворачивалось в саду. Барышня разговаривала с таинственным собеседником и тянула руку за яблоком.
Несложно догадаться, что это — отсылка к библейской притче о грехопадении и соблазнении Адама Евой.
Исследователи предполагают: на этой картине Мунк изобразил любовный треугольник из собственной биографии. Герои треугольника — сам Мунк, писатель Станислав Пшибышевский и его жена. В лице ревнивца на переднем плане узнают черты Пшибышевского.
При этом, как отмечают теоретики искусства, картина перекликается со стихотворением Пшибышевского «Всенощная», описывающим «беззвучный, сатанинский половой ад».
Вывод: когда ваш молодой человек в следующий раз заревнует вас, скажите ему:
Дорогой, вообще-то ревность очень полезна для мужской творческой продуктивности, так что скажи мне спасибо. Вот художник Мунк и писатель Пшибышевский…
Жан-Огюст-Доминик Энгр. «Паоло и Франческа»
Стиль, эпоха: европейский академизм, 19 век
Что происходит на картине: слезоточивая история любви Паоло и Франчески описана в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Оттуда этот образ перекочевал на многие картины известных художников. В частности, на картину Энгра.
Что же это за история такая?
Прекрасная Франческа — дочь Гвидо Первого да Полента, правителя итальянского города Равенны. Гвидо решил выдать свое чадо замуж за сына правителя города Римини Джанчотто Малатеста: в династических целях, разумеется.
И все бы хорошо, но…
Джанчотто обладал отвратительной наружностью и невыносимым характером. И все же одна добродетель у него была: он умел оценивать себя здраво.
Поэтому вместо себя пугающий тип послал свататься своего младшего брата: ангельски симпатичного, приятного и умного юношу по имени Паоло. Франческа пришла в восторг от этого «лапочки» и согласилась на брак.
К ужасу девушки, наутро она обнаружила в постели злобного урода Джанчотто, а не прекрасного во всех отношениях Паоло.
Паоло и Франческа полюбили друг друга и продолжили общаться. Чтобы маскировать свои запретные отношения, они читали вместе книги.
Однажды они читали легенду о королеве Гвиневре и спасшем ее честь рыцаре Ланселоте. Впечатленные сценой поцелуя главных героев, молодые люди не удержались и тоже поцеловались. В этот самый момент ворвался гневный Джанчотто. Он тайно наблюдал за «подозрительной дружбой» своей жены и брата.
Разъяренный сложившейся ситуацией, Джанчотто умертвил влюбленных мечом.
Вывод: не стоит на первом свидании выдавать себя за того, кем вы не являетесь. Это всегда заканчивается так себе.
Александр-Мари Кален. «Отелло и Дездемона»
Стиль, эпоха: 19 век, реализм
Что происходит на картине: картина отсылает к знаменитому сюжету пьесы Уильяма Шекспира «Отелло». Знаменитый полководец Отелло венчается с юной Дездемоной. Вместе они уезжают в военный гарнизон, где Отелло назначен командиром.
Подчиненные Отелло готовят заговор: пытаются сместить командира с должности.
Помощник Отелло, Яго, убеждает своего «шефа» в неверности Дездемоны. И подталкивает его к решению убить свою жену.
Манипуляции Яго приводят к результату. Разгневанный Отелло приходит к юной супруге и начинает выяснять отношения. И чем яростнее Дездемона отрицает свою вину, тем активнее подозрительный Отелло убеждается в обратном. В порыве гнева он душит ее.
Однако вскоре погибает и сам. Жена Яго рассказывает командиру о коварных планах ее мужа. Осознав, что из-за своей параноидальности он зря разрушил свою семейную идиллию, Отелло закалывает себя кинжалом.
Вывод: не стоит путать подчиненных с семейными психотерапевтами. Они вам не помогут.