Ирония судьбы, фильм 1975 год: факты, кадры, смотреть, как снимали
Фото
Legion Media

Ирония судьбы или мужчина под елкой

Не потому ли мы так любим культовую новогоднюю комедию Эльдара Рязанова, что в ней показано чудо? Главная героиня фильма, Надя, — сильная женщина: почетная профессия, любовь учеников и коллег, новая меблированная квартира в Ленинграде, эрудиция, музыкальный талант и красота — все при ней. Но одновременно она очень уязвима — ведь, как ей кажется, ее личная жизнь не устроена. Она «высиживает» престижного жениха Ипполита и ругает незваного гостя за то, что тот все разрушил; она вынуждена скрывать от подруг личную жизнь, чтобы не стать жертвой сплетен… Очевидно, что она устала бороться за свое счастье и больше всего хочет быть любимой и любить самой. В фильме происходит то, что в народе объясняют изречением «все, что не делается — к лучшему». Сложные отношения с Ипполитом разрушает тот, кто очень скоро займет ее сердце.

Синдром Жени Лукашина: почему в советских фильмах мужчина появляется как чудо
Фото
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

И самым интересным оказывается то, что для нее он буквально появляется из ниоткуда. Представьте: вы возвращаетесь домой после дня, наполненного предновогодней суетой, и находите готового жениха, как подарок под елкой — в собственной кровати. С ним остается только познакомиться (пусть и достаточно бурно), остальное — вопрос деталей. Тем более, и адреса, и обстановка, и семейные обстоятельства у парочки совпадают. Очень вероятно, что сентиментальные зрители в глубине души хотят верить, что счастье в личной жизни может прийти вот так — с доставкой на дом, без малейших усилий; оттуда, откуда не ждали.

Синдром Жени Лукашина: почему в советских фильмах мужчина появляется как чудо
Фото
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Слезам не верим

Еще одна похожая ситуация в не менее любимом шедевре советского кинематографа. Другой режиссер, другая сильная женщина в главной роли — и другой, опять возникший из ниоткуда, Тот Самый. Справедливости ради стоит сказать, что познакомилась Катерина с Гошей все же при вполне обычных обстоятельствах — в электричке. Но роман между ними начал стремительно развиваться с того момента, когда герой буквально вырос из-под земли прямо перед ее подъездом, подхватив сумки с продуктами и тут же начав хозяйничать в квартире новой знакомой (так же неожиданно он появится ранним воскресным утром, приглашая маму с дочкой на пикник).

Москва слезам не верит: 6 культовых образов Веры Алентовой из фильма
Фото
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кстати, и здесь нам показана так называемая self-made woman — обеспеченная, самодостаточная, уверенная в себе, красивая (мы даже собрали культовые образы Веры Алентовой из фильма) и… очень мечтающая о том, чтобы в жизни появился любимый мужчина. И не только мечтающая, но и пребывающая в перманентном поиске. «Как долго я тебя искала», — говорит Катерина в финале. А нашелся он, по иронии судьбы, сам, увязавшись за ней на вокзале и внезапно возникший около ее дома. По логике кинокартины,  счастье действительно найдет тебя само — либо мысли рано или поздно материализуются в виде любимого мужчины.

Синдром Жени Лукашина: почему в советских фильмах мужчина появляется как чудо
Фото
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Очень приятно, царь

Даже  абсолютно неромантичный «Иван Васильевич меняет профессию» не обошелся без сцены неожиданного появления  в квартире статного мужчины. Да не просто мужчины, а красавца-царя, который был не прочь пококетничать с симпатичной актрисой.

Синдром Жени Лукашина: почему в советских фильмах мужчина появляется как чудо
Фото
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

С другой стороны — когда, как не в Новый Год, смотря любимое кино, можно позволить себе отбросить всю логику и помечтать о том, чтобы оказаться в сказке, где тебя обязательно найдет прекрасный принц? Пусть даже ты живешь не в башне, а в панельной многоэтажке на окраине города.

Опрос
Веришь в чудесные знакомства?
  • Да
    %
  • Нет
    %