Колумнист, автор
Ну вот Женя Лукашин. Такой милый безалаберный романтик. Напился в дрова, улетел в Питер. А там, между прочим, не замерз в сугробе и не попал в милицию, как было бы в жизни, а всего за несколько часов и с красивой женщиной познакомился, и влюбил ее в себя. А может и переспал, додумывали зрители, понимая, что в советском кино показывают не все. Ребята, да он герой! На самом деле Женя — негодяй. Чем гениален Эльдар Рязанов, так тем, что умел находить новые типажи. Фильм, напомню, вышел в 1976-ом, а Эльдар Александрович уже разглядел нарождающийся тип вечных мальчиков, живущих всю жизнь с мамой. Безответственных шалунов, готовых за одну ночь поменять одну женщину на другую. Женя Лукашин — инфантил. Ему не нужны ни Надя, ни Галя. Ему в кайф жить с мамой и время от времени ходить в такой вот «отрыв». Он даже не слаб, нет. Он мелок. Такой веселый таракан.
Ипполит. На вид — брутальный, хотя и несколько нелепый. Правильный зануда. Неглуп — быстро разгадал, куда заворачивает сюжет, понял, что женщину упустил и самоустранился. Кстати, правильно сделал: ведь ясно же, что Надя его не любит. При этом, как мне кажется, Ипполит — конченный невротик. Устраивать своей женщине сцену ревности, да еще и в присутствии постороннего — это дно. Мужик закоплексован по самое не хочу и проигрывает даже на фоне инфантила Лукашина.
Надя, мне кажется, главная находка Рязанова. Психолог Михаил Лабковский в своей книге «Хочу и буду» назвал ее жертвой. Мол, десять лет встречалась с женатым мужчиной, потом зачем-то потащилась за Лукашиным в Москву. Не соглашусь. Мне кажется уже тогда, почти полвека назад, режиссер увидел новый тип женщины, которой мужик «на постоянке» вообще не нужен. Ведь зачем раньше женщина выходила замуж? А потому что без мужика — никак. Ну не могла крестьянка сама поле вспахать. И избу построить. И урожай собрать. Брак был ни больше, ни меньше — способом физического выживания. И, заодно, социального — рожать вне брака означало быть изгнанной из общества. В общем, хочешь жить — велкам замуж.
Сейчас женщина может и сама себя прокормить, и родить без штампа в паспорте — нет проблем. «Ну вот зачем мне здесь мужик? Его ж кормить надо, обстирывать, носки по квартире собирать. А еще почти все вы храпите по ночам. И выпиваете через одного», — рассуждала, помню, одна моя знакомая и я кивал: возразить было нечего. Кстати, во второй, совершенно дурацкой части «Иронии судьбы», Надя хоть и рожает от Ипполита, но с ним расстается. Ну и с Лукашиным, понятно, не сходится — нафиг он ей сдался. В общем, и Рязанов, и Бекмамбетов, поняли героиню правильно.
А еще в первой части, обратите внимание, не нашлось места положительному герою. Нет ни одного образца поведения! Все какие-то немного странные, да? Вот ровно за это мы фильм и любим — он про нас: современных городских невротиков.