Комплекс Русалочки: почему сказка Андерсена на самом деле построена на психологической травме

Холли Бейли в фильме «Русалочка»

Фото
Legion Media

В детстве сказки воспринимаются совершенно не так, как во взрослой жизни. В первом случае мы представляем прекрасных принцесс и принцев, живущих в роскошных замках в любви и гармонии. Возвращаясь к произведениям спустя годы, мы видим, что путь героев от начала истории и до ее конца в большинстве случаев бывает очень непростым. Они или окружены жестокими родственниками, или сталкиваются с неприятными странниками, или идут на большие жертвы, чтобы все у них наконец стало хорошо. Причем ожидания далеко не всегда материализуются, так сказать, в сказочную реальность.

Одним из примеров подобного рода произведений является «Русалочка» Ханса Кристиана Андерсена. Что не так с главной героиней этой сказки, рассказываем в нашей статье.

Сюжет

Для начала вспомним сюжет культовой книги. Русалочка живет в подводном царстве вместе с отцом, бабушкой и пятью старшими сестрами. Согласно заведенным правилам, в 15 лет каждой русалке разрешается выплывать на поверхность океана, чтобы посмотреть на мир. Девочка с нетерпением ждет этого момента, и когда он наступает, с большим удовольствием отправляется в свое первое путешествие. В процессе она спасает принца, в которого влюбляется. Русалочка понимает, что, во-первых, подводный мир ее совершенно не интересует, а, во-вторых, она хочет быть с прекрасным незнакомцем.

Комплекс Русалочки: почему сказка Андерсена на самом деле построена на психологической травме

Холли Бейли в фильме «Русалочка»

Фото
Legion Media

Героиня истории в одночасье отказывается от семьи, дома и своего прекрасного голоса, лишь бы оказаться на суше и заполучить ноги, о которых она так мечтает. Ну и, конечно же, влюбить в себя принца и прожить с ним счастливую жизнь. К сожалению, как это часто бывает, все идет не по плану (читайте также: Тест: кем вы были бы в сказке «Красавица и Чудовище»?).

Контекст

Судьба девушки сложились не лучшим образом, так как она недополучила эмоциональной близости от отца с бабушкой, и по сути являет собой наглядный пример недолюбленного ребенка, считают некоторые психологи. Андерсен описывает ее следующим образом: «Странное дитя была эта русалочка: такая тихая, задумчивая… Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с какого-то погибшего корабля…».

Писатель с ходу дает понять, что девочка отличается от других русалок: мыслит не так, как они, да и в целом не особо близка с сестрами, которые уже повидали другой мир и решили, что нет ничего лучше родной обители. «Каждая из сестер была в восторге от того, что видела в первый раз, но, получив, как взрослые девушки, позволение плавать повсюду, они скоро присмотрелись ко всему и через месяц стали говорить, что везде хорошо, а дома лучше».

Комплекс Русалочки: почему сказка Андерсена на самом деле построена на психологической травме

Холли Бейли и Джона Хауэр-Кинг в фильме «Русалочка»

Фото

Legion Media

У русалочки все наоборот. Она грезит о параллельной вселенной, в которой люди ходят, танцуют и строят семьи с прекрасными принцами наподобие того, который повстречался ей. Девушка была уверена, что именно он — тот самый, который будет любить, поддерживать и боготворить ее (она, как никак, спасла его от гибели!). А этого ей и хотелось больше всего — заполнить пустоту внутри. Настолько, что она заключила сделку с морской ведьмой, покинула отчий дом и обрекла себя на гибель.

Комплекс русалочки

Налицо главные признаки недолюбленного ребенка: эгоцентризм, сложности в управлении эмоциями, выбор созависимых отношений. «Я же нахожусь возле него, вижу его каждый день, могу ухаживать за ним, любить его, отдать за него жизнь!», — думает русалочка, глядя на прекрасного принца. Но он женится на другой, а девушке представляется шанс убить возлюбленного и зажить прежней жизнью в подводном мире (читайте также: Реальность страшнее вымысла: Золушка-блудница и другие прототипы сказочных героев).

Казалось бы, особого выбора нет: либо перестать существовать, либо вернуться к семье. Но и тут морская дева отдает свой «голос» юноше, обрекая себя на смерть. Благо, ее удается избежать, и русалочка превращается в дочь воздуха.

Как говорится: сказка — ложь, да в ней намек. А иногда и отличный кейс для разбора на семинарах по психологии.