Недавно публицистка Зинаида Анастасия Анна Забельшанская решилась на своеобразный эксперимент: в течение месяца сидела на сайтах, где молодые девушки ищут себе пожилых спонсоров. Об ее знакомствах и свиданиях с богачами можете почитать в предыдущих статьях этой серии. А сегодня поговорим о духовном: об обсуждении женщин.
Публицистка, редактор рубрики "Он и она"
Личный сайтНедавно болтала по телефону с богемной мамой одного моего друга, и она сказала:
Ты из тех, кто готов растить из лейтенанта генерала. Точно не будешь солить грибы и ждать его с работы в семь утра. Взрослый мужчина скорее оценит тебя такой, какая ты есть сейчас — юная, тонкая, звонкая. Да и в карьере тебе нужна не помощь редакции, а протекция богатого дяди…
Вот так завуалированно мне — далеко не в первый раз — предложили пойти в содержанки. Я вовсе не оскорбляюсь. Но и начинать карьеру выпрашивательницы айфонов пока не тороплюсь.
И не только потому, что уже нахожусь в отношениях с ровесником и у нас все благополучно. Но еще и оттого, что знаю: не так сладок содержанский путь, как его малюют.
Содержанка в России — создание неприкаянное. Обидеть ее, как художника, может каждый. К ней неуважительно относятся спонсоры — покупают как вещь, а потом выбрасывают за ненадобностью. Ее презирают и боятся взрослые замужние женщины.
Чтобы убедиться, что содержанок в России не любят, достаточно зайти в комментарии к любой инстамодели, которую подозревают в жизни за счет какого-нибудь шейха. Сколько там будет презрения — врагу не пожелаешь.
Что уж говорить о настоящих содержанках. Почитайте, к примеру, обсуждения под двумя моими предыдущими статьями. Там речь шла о том, как я притворялась искательницей богатея в качестве журналистского эксперимента. Уже даже за попытку сыграть содержанку меня ухитрились заклеймить «дешевкой» и «падшей девицей».
Многим кажется, что эта ситуация — нечто само собой разумеющееся:
На какое уважение она может рассчитывать, если выбрала быть карманной профурсеткой при богаче?
Народная нелюбовь к содержанкам зиждется на трех китах: убеждении, что эти девушки попирают традиционные «представления о морали», зависти к «легким деньгам» и страхе перед секс-куклами, коими изображают охотниц за богачами в массовой культуре.
Конечно, подобные представления имеют мало общего с реальностью, но само по себе это не беда. Стереотипы становятся проблемой, только когда приводят к плачевным последствиям для общества. Здесь — как раз тот случай.
Обо всем по порядку.
Презирать содержанок — значит обесценивать женский труд
Нелюбовь к содержанкам во многом похожа на презрение к блогерам. Обыватели рассуждают о тех и других примерно одинаково:
Они ведь только и делают, что светят причинным местом и снимаются для своего «Инстаграма», а деньги на них с неба сыплются! А я — герой труда и вкалываю за копейки!
Тем временем у нимфы на зарплате — сложная и опасная работа. Скорее всего, более сложная и опасная, чем та, которую проделываете вы.
Древнегреческий философ Лукиан в одной из своих работ писал, что «питаться из чужого кошелька» — особый талант. Труд так и назывался: «Паразит, или о том, почему жить за чужой счет есть искусство». Причем слово «паразит» в данном случае не оскорбление, а комплимент.
По Платону и Лукиану, людьми искусства можно считать тех, кто компетентен в своей области и чья деятельность приносит пользу. Чтобы быть содержанкой, однозначно нужна масса навыков. Быть чьим-то сексуальным и эстетическим идеалом без права на свои чувства и слабости — это тяжко. Если не сделаешь клиенту хорошо, от тебя моментально избавятся, и ты останешься без средств к существованию. Вы уверены, что такой рискованной доле стоит завидовать?
И вообще: обесценивание женского труда — начинание неблагодарное. Сегодня вы обесцениваете содержанок за то, что они в поте лица трудятся музами. А завтра ваш супруг говорит вам, что ваши хлопоты по дому и уход за ребенком ничего не стоят. Женский труд — един.
Презирать содержанок — значит презирать историю человечества
Хейтеры меркантильных барышень уверены: вечные ценности — это с милым в шалаше, а гадкая безнравственность — с нелюбимым в Москва-Сити.
Тем временем отношения по любви — привилегия избалованных благами цивилизации современных людей.
До XVI века в западном мире брак по взаимной симпатии считался дикостью. Еще совсем недавно трубадуры, которым пришла мысль жениться по зову сердца, воспринимались обществом как отъявленные революционеры.
Однако сегодня их идея прекрасно прижилась в массовой культуре. Прижилась настолько, что при упоминании слова «содержанка» многие наши современники целомудренно морщатся:
Меркантильные девицы — отражение циничного века. Их потребительское отношение к миру — плевок в лицо вечным ценностям…
Эти наивные ханжи даже не догадываются, что именно содержанки со своими шкурными интересами как раз и отражают по-настоящему вечные ценности.
Межгендерные отношения испокон веков воспринимались как экономические акты. А вот ваши мечты о браке по любви — всего лишь либеральное нововведение. Так стоит ли презирать свои исторические корни?
Презирать содержанок — значит открещиваться от всего культурного наследия от Платона до Александра Дюма
Основоположник западной культуры, которая подарила нам все — от книжек из школьной программы до Тиктока — это Сократ. А знаете, кто вдохновил Сократа на создание его философской системы? Содержанка!
Содержанка по имени Аспасия Милетская родилась в пятом веке до нашей эры. Современные британские антиковеды пришли к выводу, что львиную долю своих тезисов Сократ почерпнул как раз из беседы с этой дивой. Грубо говоря, всю его философию создала именно она. Он просто сидел рядом и, так сказать, записывал.
Таким образом содержанка — мать западной цивилизации. Считать, что все содержанки глупые — значит считать все наше культурное наследие чушью.
Презирать содержанок — значит игнорировать проблемы в стране
Мы — дети культуры, которая существует благодаря прошлому, в котором было рабство, войны и еще много чего жестокого.
Однако, чем богаче и человечнее мы становимся как социум, тем сложнее нам становится представить повозку с крепостными крестьянами, проезжающую по Патриаршим прудам.
Чем лучше в стране обстоят дела с экономикой страны, тем меньше люди в ней делают ради выживания и больше для счастья. Наглядно это можно увидеть на карте ценностей Инглхарта — международном проекте, который исследует ценности во всем мире.
Логично, что никто не подпускает к своему юному телу дурно пахнущего старика ради удовольствия. Секс без энтузиазма — травматический и очень тяжелый опыт, с которым потом придется долго работать кризисным психотерапевтам. На такую жертву можно пойти только из-за желания выжить.
Россия стала эскортно-содержанской Меккой не из-за фатального падения нравов. И даже не из-за таинственного заговора инопланетян. А из-за низкой средней зарплаты, смешных пенсий и ощущения тотальной провинциальной безнадеги. Наш ВВП на душу населения ниже, чем в Омане, Тайвани или Малайзии.
Пытаться обвинять женщин в том, что они пытаются выживать — неэффективно. Куда эффективнее стремиться к тому, чтобы нам выживать не приходилось. Чем осуждать содержанок, лучше ходите на выборы.
Презирать содержанок — значит поддерживать патриархат
Подумайте, кому выгодно презирать женщин, которые хотят денег. Ну уж явно не другим женщинам! Ведь мир, в котором баловать женщин кольцами и переводами на карту — это в порядке вещей — нам, девочкам, вполне удобен. И посему в наших интересах делать так, чтобы это стало социальной нормой.
А теперь подумайте, в чьих интересах побуждать женщин бояться своих — сексуальных и денежных — предпочтений. Очевидно, мужчинам, которым удобно держать женщин в клетке страха «показаться доступной» или «меркантильной».
Больше боится — меньше просит. Меньше просит — меньше делать.
Поэтому когда вы со снобизмом отзываетесь о той «в короткой юбке с толстым кошельком», то портите жизнь в первую очередь себе. Вы формируете пространство, где осуждать вас за ваш выбор — норма. А платить за вас — нет.
Патриархат — это не когда он добытчик, а она хранительница борщей. Патриархат — это когда женщины смотрят друг на друга мужскими глазами.
Презирать содержанок — значит презирать всех женщин
Как показывают международные исследования, выбирать материально успешного партнера — универсальное женское стремление.
Самый обширный из опросов на тему «Какого партнера вы хотите?» включал 10 тысяч человек из 37 культур аж на шести континентах и пяти островах. Во всех культурах женщины предпочитали партнера с хорошими финансовыми перспективами. Вряд ли вы — редкое исключение.
Не слишком важно, связана ли это особенность с биологией или с общественными установками. Главное, что маленькая, забитая общественным осуждением содержанка живет в каждой из нас. Она плачет и хочет к вам на ручки.
Осуждать тех, кому удалось раскрыть эту субличность, значит, не принимать ее в себе. Не принимать себя — значит, не любить себя.
Содержанка — это не мерзкая надутая силиконом кукла без души. Содержанка — это состояние духа, которое присуще каждой из нас.
Мы все склонны мечтать о принцах, деньгах и белых яхтах. Нам всем приятно, когда за нас платят и когда нам дарят что-нибудь «эдакое».
Я содержанка. Ты содержанка. Мы все содержанки. Содержанки всех стран, объединяйтесь! Не дадим им разделять и властвовать в нашем царстве красивых туфель и самоуважения.