Популярные фильмы прошлого сегодня не редко представляют особый интерес для психологов. В каждом из героев можно увидеть тот или психологический типаж и даже разглядеть их неидеальность, которая делает их не только интересными, но и поучительными с точки зрения отношений. С психологом Татьяной Власевской разбираем треугольник персонажей из самого новогоднего фильма нашей страны «Ирония судьбы, или С легком паром!».
Практикующий психолог
«Ирония судьбы» — очень правильное название для данной истории, потому что подсознательно главные герои картины: Лукашин, Ипполит и Надя — все трое переживали состояние неопределенности и на момент, который мы созерцаем в фильме, подходили к выбору ответственности за свою жизнь.
При этом все трое находились в состоянии неготовности этот выбор осуществить, и мы, как зрители, наблюдаем ситуацию, в которой по иронии судьбы Ипполит отказывается от женитьбы, Надя — от замужества, Лукашин бросает свою девушку Галю.
Если вы вспомните, то фильм заканчивается фразой, сказанной мамой Жени: «Поживем — увидим»!» Эта фраза многозначительная, она говорит о том, что каждый из героев ленты уже привык к определенной модели жизни — все они находятся в достаточно зрелом возрасте и на самом деле не готовы что-то менять в ней и тем более брать на себя ответственность.
Если посмотреть на фильм Эльдара Рязанова с точки зрения радикального прощения, то здесь речь не идет о какой-то обиде, скорее о жизненных уроках, о готовности брать на себя ответственность за свою жизнь, а не плыть по течению. Эти люди, как ни странно, похожи друг на друга.
Ипполит и Гали — ревнивые невротики, им обоим сложно представить, что их кто-то может предать.
Надя и Лукашин — оба легкомысленные создания, учительница и хирург, которые привыкли брать на себя ответственность за других людей в плане их здоровья и образования, но совершенно не готовы решить что-то в собственной жизни.
Если верить в то, что он хороший врач, а она — хороший учитель русского и литературы, — оба они профессионалы в своем деле, которых ценят и уважают не только коллеги, но и пациенты и ученики, в личной жизни они оба себя обесценивают.
Такое происходит, когда в воспитании делается упор на общественные интересы. Для Советского Союза это было абсолютно нормальным вариантом воспитания, когда общественное ставилось выше личного. Если посмотреть на другой любимый всеми фильм «Москва слезам не верит»: Гоша — хороший слесарь или инженер, при этом личная жизнь не складывается, то же самое происходило и у Катерины. Все потому, что личная жизнь в советское время не считалась чем-то важным.
Что же привлекло героев друг в друге?
Надя была учительницей, на всем протяжении фильма Лукашин вел себя как самый настоящий капризный и избалованный ребенок. В то время как Ипполит не производил впечатления инфантила, поэтому Наде с ним было не очень интересно. Конечно, в какой-то момент Ипполит и обиделся на Лукашина и Надю, как ребенок, но это уже ничего не могло изменить.
Вообще, происходящее на экране можно еще трактовать как вариант исполнения желаний, транслируемых в космос. Ипполит был слишком практичным и на самом деле не хотел жениться на Наде, потому что она его во многом не устраивала: буквально только появившись на экране, он характеризует ее перед зрителями как плохую хозяйку. Чтобы не жениться на Наде, ему нужен соперник — вероятно, это он и притянул Лукашина в их отношения.
Но, возможно, Лукашина в свою квартиру и на свой диван притянула и сама Надя, которая не хотела выходить замуж за Ипполита.
Что привлекает зрителей?
По словам Андрея Мягкова в одном из эксклюзивных интервью, несмотря на некую неправдоподобность, фильм продолжает привлекать зрителей своей добротой. Секрет более чем прост: «Он другой. Он беззлобный. И даже Юрочка Яковлев — очарователен, да? Вот и все. И почему-то не жаль первую девушку или жену, которая Ольга Науменко. И почему-то такие обаятельные подруги прелестные у этой Нади, да? Он добрый».