А ведь еще несколько месяцев назад мы делились в соцсетях этим роликом и сами чуть не рыдали от такой романтики. Подавалось все очень сахарно-сиропно: влюбленные встретились после 20 лет разлуки! Во время инсталляции художницы Марины Абрамович в Нью-Йорке, когда она молча смотрела в глаза всем желающим, но не могла произнести ни слова (такова задумка), к ней подсел Он. Тот, кого она так любила, но не видела уже много лет. И вот он садится напротив, они не могут произнести ни слова, но обо всем говорят их глаза…
Что уж там, выглядело все это трогательно. А поскольку всем нам хочется пережить великую любовь, мы охотно поверили в красивую историю. Но конец у этой сказочки вышел печальным. И все испортил, как всегда, мужик.
По прошествии более 20 лет после продажи своих работ Марине Улай обвинил ее в нарушении авторского права и утаивании денег. Если верить художнику, он передал права художнице на совместные идеи и проекты. За некоторый процент, разумеется. А та, мол, незаконно использовала их общую идею перформанса Work Relation в ролике спортивной марки аdidas. И это еще не все.
По словам Улая, Абрамович получала огромные деньги за их проекты, ему же за годы досталось только €31 000! Тут не до любви, когда на твоих глазах бывшая богатеет, а ты нет. Поэтому художник намерен стребовать с экс-дамы сердца компенсацию, а также заставить ее всюду упоминать его имя и отчитываться об использовании совместных идей в письменном виде. Мужик, а ведь она плакала, когда увидела тебя!
Адвокаты Абрамович уже назвали этот судебный иск оскорблением и выдвинули предположение, что таким образом Улай хочет навредить своей бывшей и к тому же более успешной художнице.
Сербская художница Марина Абрамович не зря удостоена звания мастера перформанса. Она не просто умеет произвести на людей впечатление, а заставляет их падать в обморок. Чего только стоил ее перформанс 1974 года под названием «Ритм 0», когда женщина разместила на столе 72 объекта и позволила посетителям пользоваться ими как угодно по отношению к своему телу. Шесть часов Марине причиняли боль и удовольствие, ее одежду резали, тело били хлыстом и кололи шипами, дошло даже до того, что один из посетителей направил на Абрамович ружье… Вот такое странное искусство прославило Марину на весь мир. И, как оказалось, в своих художественных взглядах она не одинока.
В 1976 году, перебравшись из Сербии в Амстердам, Марина познакомилась с западногерманским перформансистом Уве Лайсипеном, выступавшим под псевдонимом Улай. Он стал для Абрамович второй половинкой во всем. Художники были и любовниками, и творили вместе, а о себе говорили как о частях двухголового тела.
Для перформанса «Отношения в пространстве» обнаженные Абрамович и Улай били друг друга до изнеможения.
Демонстрируя «Смерть себя», пара соединила свои рты специальным агрегатом и вдыхала выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба не потеряли сознание. Так художники исследовали способность личности обмениваться жизнью и уничтожать ее.
Они часами кричали друг на друга в перформансе «AAA-AAA», в «Энергии покоя» Абрамович 4 минуты держала лук, пока в руках Улая была стрела, вставленная в натянутую тетиву и направленная ей в сердце. Малейшая неосторожность – и художница могла бы умереть… Так доверить свою жизнь другому человеку могла только абсолютно влюбленная женщина. Казалось, что они будут творить вместе всегда.
Но отношения Улая и Марины потерпели крах. В 1988 году они с противоположных концов Великой Китайской стены отправились в путешествие, чтобы встретиться посередине и навсегда попрощаться друг с другом. Так, пройдя длинный путь, Улай и Марина поставили точку в своей любовной связи.
Расставшись, оба художника продолжали творить по отдельности. Совместные проекты Улай продал Марине, но с условием, что бывшая возлюбленная будет отчислять ему 20% выручки и соблюдать закон об авторском праве.
Разрыв пошел Абрамович на пользу. Выступая в одиночестве, женщина получила престижную премию «Золотой лев» за работу «Балканское барокко», во время которой она перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
С Улаем Марина пересеклась лишь однажды – во время того самого перформанса «В присутствии художника» (2010 год). Его суть заключалась в том, что любой посетитель мог присесть напротив неподвижной Абрамович и разделить с ней минуту молчания. Этот момент фиксировался фотографом. В первый же день выставки пришел Улай. На тот момент бывшие возлюбленные не виделись 22 года. Встретившись с ним взглядом, Марина не нарушила тишину, она, как и полагалось, оставалась неподвижной, но не сдержалась и расплакалась.
Следующее свидание бывших возлюбленных, вероятнее всего, будет в суде. Ну что сказать? Высокие, высокие отношения!