– Когда я вам позвонила, вы сами сказали: «2 июля мне же будет 60 лет!» Большинство актрис, говоря о юбилее, стараются конкретную цифру не называть.
— Это когда внешности нет, скрывают возраст. Мне нравится, как я сейчас выгляжу. Без пластических, хирургических вмешательств. И, кстати, лучше, чем пять лет назад. Когда человек вдохновлен работой и предвкушает эффект от нее, это отражается на внешнем образе. Чем я сейчас занимаюсь – лучшее, что было в моей жизни. Мы с замечательной командой делаем фильм, мистический триллер о России, о настоящей любви к родине. Главный герой – современный молодой человек, врач, который ищет панацею от болезней. Сценарий мы написали втроем с Леной Деменченковой, с которой работали на железной дороге, сейчас она большой руководитель в московском метро, и прекрасной художницей Лилией Цибизовой, пишущей в редкой технике монотипии (вид графики). Лиля стала прообразом главной героини. С режиссером Николаем Игоревичем Лебедевым мы создали продюсерский центр, где он художественный руководитель. Будем снимать фильм вместе. Если бы лет пять назад мне сказали, что я вернусь в кино, только посмеялась бы.
– Вы с начала 90-х годов вычеркнули кино из своей жизни, категорически отказывались от интервью. Почему вдруг изменили решение?
— С моего последнего съемочного дня у Аллы Суриковой в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» прошло 30 лет. Вернул меня в кино Николай Игоревич Лебедев. Как-то он встречал меня с «Сапсана» (скоростной 4,5-часовой поезд Санкт-Петербург-Москва. — Прим. «Антенны») на Ленинградском вокзале с букетом колокольчиков. Не зная, что это мои любимые цветы, принес именно их. Я вышла в железнодорожной форме. И он стал убеждать меня сняться в продолжении его любимого фильма Александра Митты «Экипаж». Моих гениальных партнеров, увы, уже нет, и мостиком должна была стать я. Сейчас с ужасом думаю: «А что, если бы не согласилась?» В моей жизни не случился бы новый виток! Побывав на кинофестивале, я увидела, что российское кино существует и им можно зарабатывать деньги. За последний год российское кино заработало 8 миллиардов рублей. В первые два уик-энда «Экипаж» собрал почти 500 миллионов, а «Викинг» и «Сталинград» вообще миллиард! Это возвратные инвестиционные деньги.
Дочь под замок, сына в армию
– Вы рассуждаете совсем не как актриса!
— Конечно, я далека от актерства. Я профессиональный железнодорожник, окончила и технический, и железнодорожный вузы и Высшую школу экономики. На железной дороге меня научили считать. В России всего пять режиссеров, которые добиваются кассы, к счастью, Лебедев в их числе. Не каждому в 60 лет выпадает шанс начать новый проект вместе с таким режиссером. Я думала, что в моей жизни самый звездный час – запуск «Сапсана» в 2009 году, а теперь знаю, что праздник еще повторится.
– Позвольте, ваш первый звездный час – это главная роль в «Экипаже»!
— Двадцатилетняя девочка на следующий день после выхода фильма проснулась известной Александрой Яковлевой. Не считаю это звездным часом. Когда удается грандиозное дело – вот это настоящий успех. Я построила завод для питания для «Сапсана». В это никто не верил! Немцы, производители электропоездов, говорили мне: «У нас в высокоскоростных поездах не едят!» Я отвечала: «А у нас едят! Вареную курочку, яйца – это русская традиция!» И в «Сапсане» есть вагон-ресторан. Форма поездной бригады – три года моей жизни. Я билась за каждый шовчик, чтобы воротничок был без лацканов, кругленький. А теперь эту форму перенесли и на не фирменные поезда, и на пригородные электрички. Свой шовчик вижу уже везде. А кастинг проводников! Я сутками не выходила из кабинета, просматривая сотни девочек и мальчиков. Когда Владимир Владимирович Путин поехал на «Сапсане», спросил: «Манекенщицы?» Они все как актрисы!
– Чувствуется, характер у вас жесткий.
— Очень жесткий. Иначе «Сапсан» бы не поехал. А дома… До 18-летия детей (Елизавета и Кондратий от первого брака с актером Валерием Кухарешиным. — Прим. «Антенны») была очень жесткая. Потому что раньше девочкам не разрешали делать то, чем они сейчас занимаются. А как дочке 18 исполнилось, я сказала: «Лиза, теперь свободна». И с сыном Кондратием так же. В 18 лет пошел в армию на два года. Мотострелковая дивизия. Нужно воспитывать мужчину. Вернулся довольный.
– Дети далеко ушли от вас в свободном плавании?
— Мы все рядом. Сын, как и я, окончил Петербургский университет путей сообщения, факультет «Управление пассажирскими перевозками», был начальником «Сапсана», а теперь в Центре инновационного развития РЖД. Дочь работала главным маркетологом моего завода по питанию, потом родила Яну, получила второе высшее образование на продюсерском факультете ГИТИСа и сейчас занимается детскими спектаклями в подмосковном детском доме. Лиза очень близкий мне человек. У меня есть два внука и две внучки. Старший внук поступил в МГУ на отделение конфликтологии.
Мужья – только официальные
– А вы где живете?
— Семья в Москве, а я летаю три раза в неделю: Калининград – Питер – Москва. Больше времени провожу в Калиниграде. Я же еще депутат горсовета Калининграда.
– А муж, эстонский каскадер Калью Аасмяэ, в это время где находится, в Москве?
— Семья – это дети. А с Калью мы в разводе много лет.
– Так еще два года назад вы рассказывали, что с мужем у вас все прекрасно!
— Да, прекрасно, но мы в разводе. Он гражданин другого государства, не захотел принимать российское гражданство, живет в Европе в разных странах. Но мы прекрасно общаемся. Вот звал приехать к нему в Таллин отмечать мой юбилей. И с первым мужем Валерием мы поддерживаем отношения. А как иначе? У нас же двое детей. Мы на одном курсе в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии учились, молодые были, по 19 лет. А надо ж замуж выходить в более осознанном возрасте.
– Вторым вашим мужем считали известного тележурналиста Александра Невзорова. Но несколько лет назад вы сказали, что никакие отношения вас не связывали. Так был ли он вашим мужем?
— Конечно был. Теперь, в 60 лет, можно и правду сказать.
– С таким бешеным темпераментом как вы не поубивали друг друга?
— Александр Глебович потрясающий, нежнейший, умнейший, красивейший мужчина и друг. Наш официальный брак длился чуть больше года. Уже будучи замужем за Калью, я влюбилась, развелась и вышла замуж за Невзорова. А потом, когда с ним разошлась, мы с Калью опять какое-то время жили вместе. У меня не было любовников, только официальные мужья.
– А в кино вы играли любовь с самыми красивыми актерами: Леонидом Филатовым, Андреем Мироновым, Александром Абдуловым, Борисом Хмельницким. И вы были юной красоткой. А за кадром звезды-актеры были в вас влюблены?
— Что-то я не замечала, но дружили мы сильно. У меня с ними романов не случилось, потому что не было никого красивее моего мужа Калью. Когда он, высокий, с огромными глазами, обаятельный, приезжал ко мне на съемки, его все видели, и вопросы отпадали. И еще такой момент. Когда в 20 лет начинаешь работать на износ, заниматься романами и прочими глупостями, некогда. До сих пор помню, какой тяжелый был 9-серийный фильм «Россия молодая». Я снималась по пояс в ледяной воде. А как тяжело было прыгать с парашютом с пяти тысяч метров, когда я играла чемпионку мира по парашютной акробатике. У меня 350 прыжков с парашютом с самолетов разных типов. На этом фильме «Парашютист» мы и познакомились с Калью, он работал консультантом по прыжкам, ему было 23 года, а мне 26 лет. Ничего в жизни не бывает просто так.
– Что вы имеете в виду?
— Я верю: что сыграешь, то сбудется. Мой первый фильм «Экипаж» о самолетах. Мы снимали в Шереметьево целый год. А потом, когда я была замгенерального директора Шереметьево, у меня там был кабинет.
Спасительная интуиция
– Вообще вы во всякую мистику верите?
— Я родилась в Кенигсберге, где все мистика. Там живут духи Канта, Гофмана, Вагнера. Я это ощущаю. Художник Михаил Шемякин, чье детство прошло в Кенигсберге, понимает, о чем я говорю. У меня сильная интуиция. Недавно отвозила сценарий режиссеру в Испанию в Малагу. Сидим мы с ним, обсуждаем сценарий, вдруг я подскакиваю и говорю: «Мне надо сумки собрать, сейчас полечу обратно в Питер». А у меня билет куплен на завтра. Нахожу какой-то неудобный ночной рейс и улетаю. А если бы я летела своим рейсом, то ехала бы в метро через Техноложку ровно в то время, когда там был теракт. А вот последний случай. 29 мая я должна была ехать на «Сапсане» из Москвы в Питер. Вдруг бросила дела, прибежала на вокзал за два часа до моего поезда и уехала раньше. А в Москве начался ураган, когда огромные куски железа убивали людей. У меня так часто бывает.
– Не зря вы в «Чародеях» играли ведьмочку Алену Игоревну. С черными котами беседуете?
— Со всеми животными разговариваю. Даже с ручной вороной Кларой, которая живет в саду. Она дружит с моей овчаркой Дашей. Когда Даша забредает в дальний конец сада, и я ее теряю, то говорю: «Клара, где Даша?» Ворона взлетает с ветки, летит, находит собаку и садится ей на спину. Тогда я свою Дашу уже вижу. Никто этому ворону не учил.
– Опасная вы женщина. Наверняка видите людей насквозь. И еще, если что не нравится, можете рубануть правду-матку прямо в глаза.
— Это только так кажется. Никогда человеку в глаза не скажу, это его обидит. Я очень рациональная, трезвая и выдержанная. Такая холодная кенигсбергская девушка, восточная прусска. Почему очень эмоционально себя веду? Надо же как-то воздействовать на человечество, чтобы тебя поняли. Люди: женщины-мужчины, дети-родители – все все знают друг про друга, кто чего хочет, и только прикидываются, что нужно разбираться, объясняться. Однажды дочка написала своему брату письмо: «Пожалуйста, сделай так, как мама хочет. Ты же знаешь, что она хочет». С чужими я стараюсь вообще не общаться, это бессмысленно, а свои все знают.
– Юбилейные празднования со своими устраивали?
— Меня тянули в разные стороны. Дочка с семьей сейчас отдыхает в Болгарии, звала приехать к ним. А у меня 5 июля заседание горсовета и 8 июля День города в Калиниграде. Не вырваться. Я решила так. Сейчас в Питере в Театре эстрады Юры Гальцева репетирую бенефис, пьесу «Две подруги и лейтенант» Тани Москвиной, жены «золотого пера России» Сергея Шолохова. Осенью премьера в Питере, потом поедем в Москву и по России, и в каждом городе будем отмечать премьеру и мой юбилей. Мне сейчас моя жизнь очень нравится!