Вальпургиева ночь — один из самых древних европейских праздников. Отмечают его каждый год в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название происходит от имени святой Вальбурги — английской монахини, которую канонизировали 1 мая. Но христианское у праздника только название.
Что празднуют в Вальпургиеву ночь
1 мая в народном календаре было важным рубежом годового цикла и чем-то похоже на день весеннего равноденствия 21 марта. Только равноденствие — это приход весны, а 1 мая — ее окончательное торжество.
Природа оттаяла, очистилась и готова к опылению, любви, бурному росту. Дни стали заметно длиннее ночи, свет окончательно победил тьму. Это время расцвета, сексуальной энергии природы, брачных союзов у животных. Считалось, что в такие сильные даты граница между земным и тонким миром тоньше и можно встретить духов и ведьм.
Поэтому в традициях Вальпургиевой ночи соединились две главных темы: изгнание злых духов и плодородие.
Как празднуют Вальпургиеву ночь в разных странах
Германия
В Германии праздник любят повсеместно, а центр празднования — горы Гарц в федеральной земле Саксония-Ангальт. По поверьям, в ночь с 30 апреля на 1 мая на вершине горы Брокен, часто покрытой туманами, ведьмы собирались на шабаш. Они прилетали на метлах, приезжали верхом на черных козлах и устраивали там дикие пляски с дьяволом, проводили свои обряды, читали заклинания. В Гарце даже у скал таинственные названия: Ведьмин колодец (Hexenbrunnen) и Ведьмин алтарь (Hexenaltar).
Особенно прославилась Вальпургиева ночь благодаря знаменитому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу Гете и его бестселлеру «Фауст». В книге главный герой вместе с дьяволом Мефистофелем отправляется прямиком на брокенский шабаш.
Впрочем, историки считают, что все эти пляски с дьяволом, полеты на метлах — образы не древние, а из позднего Средневековья. И появились благодаря усилиями церкви, которая во всех красивых и мудрых женщинах видела союзниц дьявола, и хотело «испортить» праздник и запугать простой люд.
В дохристианскую же эпоху ведьмами называли женщин, хранящих особые знания. Они могли быть жрицами, травницами, повитухами, следить за природными циклами. И вероятно в Вальпургиеву ночь действительно проводили в особых местах ритуалы встречи весны и очищения, которые включали в танцы, переодевания, хороводы, а возможно и ритуальный секс — в народе до недавних пор было живо поверье, что если пара предастся любовным утехам на меже, урожай будет лучше. Все это было способом пообщаться с духами плодородия, чтобы урожай был богатым, коровы давали молоко, а женщины рожали здоровых детей.
Теперь праздник в Германии снова популярен. В ночь на 1 мая в окрестностях Брокена зажигают костры, люди рядятся в ведьм, демонов, друидов, проходят шествия, фестивали, концерты. Жители городков и деревень украшают дома чучелами ведьм, а для защиты развешиват пучки ароматных трав.
Чтобы получать самые точные гороскопы раньше всех, подписывайтесь на наш
Туристов съезжается масса. На гору Брокен поднимаются с факелами или на старинном паровозе по серпантину. Пьют горячее вино, гремят, шумят, чтобы прогнать нечисть, а главная музыка ночи — рок и готика. В эпицентре праздника — городке Тале — устраивают представление «Фауста».
Главный девиз этого весеннего аналога Хелллоуина — «Tanz in den Mai» — «втанцуй в май».
Чехия
Ночь с 30 апреля на 1 мая называется здесь «pálení čarodějnic» — ночь «сожжения ведьм» (читайте также: 4 самых страшных пророчества Нострадамуса, которые скоро сбудутся)..
По всей стране люди собираются на открытых площадках, в полях и жгут огромные костры. В них сжигают чучела ведьм из соломы и тряпья. Ритуал очень древний: чучело — это злые силы, и дух холода, болезни, и все плохое и просто ненужное, что люди хотят оставить позади. Очень похоже на нашу Масленицу.
Дети, подростки и взрослые тоже переодеваются в ведьм и чертей. Девочки надевают шляпы, мажут сажей лицо и берут веники. Все очень уютно, много уличной еды, везде пикники. Современные чешские «ведьмы» — не злобные колдуньи, а символ того, что природа ожила и буйствует, а человек временно выпускает наружу все дикое, хулиганское и магическое.
Скандинавия
У кельтов 1 мая издавна отмечался праздник Бельтайн («огонь бога Беля») — праздник огня, солнца, света. Здесь Вальпургиева ночь сохранилась в особом, северном варианте. Отмечается она прежде всего в Швеции и Финляндии.
В Швеции праздник называется «Вальборгский вечер» и начинают его отмечать вечером 30 апреля. По всей стране жгут костры: на полях, у воды, в городских парках. Власти выделяют под это специальные площадки, приходят целыми семьями.
Выступают хоры студентов, преподавателей, школьников. Проходят гуляния, шествия, фейерверки, много уличной еды и живой музыки.
Но главные герои праздника — студенты. Они веселятся от души, чтобы расслабиться перед непростой летней сессией. Шампанское, студенческие конкурсы (например, регата в Уппсале), громкая музыка, танцы — со всех сторон.
В Финляндии праздник называют Ваппу, и он второй по важности после Рождества. Многие отмечают его на природе, в парке или на даче. Люди надевают колпаки, парики и студенческие фуражки. На улицах играет музыка, много еды, шампанского, у всех баллончики с пеной. Проходят шествия с оркестрами и флагами. Студенты проводят маскарад и «обряд чествования» фонтана Хавис Аманда (морской девы), наряжая ее в студенческую фуражку. А традиционный первомайский напиток — сима, что-то вроде нашей медовухи.
День майского дерева
Но это еще не конец! Во многих странах Европы утром 1 мая начинается второй акт действа — праздник Майского древа или Майского столба (читайте также: «Жизнь перевернется»: какая трансформация вас ждет до 2026 года).
Высокое дерево, обычно березу или ель, привозят на главную площадь, очищают от ветвей и украшают — венками, лентами, гербами. После того, как его торжественно устанавливают, вокруг начинаются песни, танцы, ярмарки. Праздник знают и любят на юге Германии, в Австрии, Швейцарии, в Чехии и Словакии, на востоке Франции, в Великобритании, Ирландии, в странах Балтии…
Символические майское древо — это ось мира, древо жизни, связь между землей и небом. Также дерево — мужской символ, который «оплодотворяет» землю, в то время как ночь накануне — его женская, теневая составляющая. Вместе они составляют праздник весеннего союза: хаос и порядок, тьму и свет, страсть и плодородие.
И раз уж праздник — о плодородии и страсти, обязательно должны быть в нем и любовные обряды. В некоторых регионах Германии юноши ночью с 30 на 1 мая ставили майскую березку у дома возлюбленной. А в Италии юноша мог оставить у входа в дом возлюбленной украшенную зеленую веточку, предлагая ей руку и сердце, и если девушка ее забирала, значит, была согласна.
Не обходилось и без любовной магии: на севере Германии, если девушка хотела выйти замуж или родить ребенка, надо было в Вальпургиеву ночь в обнаженном виде посидеть на огромном валуне особой формы — так называемом камне невест.
А была ли Вальпургиева ночь у наших предков?
И последний вопрос: а было ли что-то вроде Вальпургиевой ночи в России?
Этнографы упоминают древние восточнославянские праздники, которые были близки по времени проведения, символике и настроению. Например, считается, что в конце апреля или начале мая почитали богиню весны Живу. Правда, дату именно первого мая никто не упоминает.
Позже аналогичные празднования были совмещены с христианской Троицей. Даже в церковном варианте праздника сохранилось много языческих элементов: например, традиция украшать храмы молодыми березками — это похоже на «майское древо».
А в народе Троицу и неделю перед ней считали особым временем силы. Неделю называли Русальной и верили, что в эти дни души умерших предков временно гостят на земле, а по берегам гуляют водяные, русалки и ведьмы. Люди даже боялись купаться в водоемах. А девушки ходили в поле, пели особые песни, водили хороводы, гадали, загадывали желания.
В четверг перед Троицей срубали молодую березку. Раньше в селах ее наряжали в женское платье, ставили на видном месте или в одном их домов. Из ветвей берез плели венки, полы домов устилали сеном, а окна украшали ароматными травами и цветами. Также люди водили хороводы, плели венки, устраивали общие пиры.
Что касается шабашей, считалось, что их устраивают как раз в Русальи дни или же в ночь летнего солнцестояния. Во многих местностях, особенно на юге России и Украины были поверья о некой лысой (безлесной) горе, где собирались ведьмы. Правда, историки так и не определили, идет ли речь о конкретном месте — холмы с такими названиями есть в разных регионах. Скорее всего, имелось в виду некое обрядовое пространство.