20 сентября случилось страшное — повторилась история казанского стрелка, которая потрясла страну совсем недавно — в мае этого года. На этот раз трагедия произошла в Перми. Около девяти часов утра по Москве студент зашел в государственный университет с охотничьим оружием (имея на него разрешение) и открыл стрельбу, в результате которой шесть человек погибли, еще 28 пострадали. В том числе те, кто пытался спастись, прыгая из окон вуза.
О том, как себя вести в ситуации, которую даже страшно представить, WDay.ru рассказал бывший сотрудник МЧС с более чем 10-летним стажем работы Михаил Юрин.
бывший сотрудник ГУ МЧС России по Челябинской области
Если ребенок видит человека, который не должен находиться в этом здании, имеет при себе оружие или что-то похожее, то самое главное — как можно быстрее сообщить взрослым (охраннику, учителю, библиотекарю).
При угрозе самому ребенку действует правило «беги, прячься или сопротивляйся». Рекомендуется бежать зигзагами, прятаться за стену или дерево (если это улица). Можно также спрятаться за автомобиль, но только не со стороны бензобака.
Если есть возможность забаррикадироваться в классе, закрывайте двери, заставляйте вход партами и шкафами.
Не ложитесь на пол. Во-первых, возможен рикошет, а во-вторых, когда человек сидит на корточках, то он быстрее среагирует на ситуацию.
Если кабинет находится на первом или втором этаже, то стоит попытаться выпрыгнуть из окна. Главное — не делать этого вниз головой или на прямые ноги. Лучше согните их — это поможет избежать серьезных травм.
Если нет возможности убежать или спрятаться, то сопротивление может стать единственным шансом выжить. Используйте любые подручные средства. Если в коридоре есть пожарный рукав, то попытайтесь наполнить его водой, чтобы неожиданно окатить ею нападающего. Точно так же может сработать и огнетушитель.
Не звоните в полицию все вместе. Достаточно одного-двух человек (например, назначенных учителем), кто назовет экстренным службам адрес школы/университета и сообщит, что в здании стрельба. Одноклассники же в этот момент могут бросить силы на то, чтобы забаррикадировать дверь, что поможет спасти кому-то жизнь.
— Все это нужно тренировать. И здесь я имею в виду хотя бы стандартную эвакуацию, потому что зачастую люди не понимают, что делать. Они не знают, где эвакуационные выходы, открыты ли они. Если это будет регулярная и не фиктивная тренировка, тогда будет результат.
Вы же видите тенденцию — человек пришел уже не в школу, а в университет. Что ему помешает посетить в следующий раз в больницу? Тогда возникнет вопрос, что это большое количество взрослых, но люди точно так же не подготовлены. Если дети под руководством учителя более-менее организованы, то взрослые совершенно неуправляемы.
Пренебрежение к безопасности существует практически на всех уровнях. Достаточно зайти в первую попавшуюся школу, и вы встретите те или иные нарушения: решетки на окнах, закрытые эвакуационные выходы и так далее.
— Вообще больше всего пугает, что никакой единой официальной инструкции до сих пор нет. Что может бабушка-охранница или дедушка-охранник сделать парню, который пришел убивать с ружьем? Необходима комплексная работа. Кроме того, нужно затрагивать также вопросы буллинга в школах, проводить семинары из серии «как определить, что человек на грани», чтобы больше не допустить подобную стрельбу.
Как позже выяснится, преступником оказался 18-летний Тимур Бекмансуров. Во время оперативных действий в университете пермский стрелок был тяжело ранен и доставлен в больницу, где его экстренно прооперировали. Как сообщает телеграм-канал Baza, сейчас молодой человек находится на аппарате ИВЛ в реанимации, но уже слышит и реагирует на слова врачей.