Кадр из фильма «Мстители»
Кадр из фильма «Мстители», режиссер Джосс Уидон
Фото
кадр из фильма «Мстители», режиссер Джосс Уидон

У нас тут новый герой — Роман Ковалев. 25-летний парень вступился в московском метро за девушку, за что и был зверски избит тремя уроженцами Дагестана. Глава СКР Александр Бастрыкин представил парня к награде, а хулиганы в СИЗО. Ура! На самом деле не ура ни разу.

Начнем с того, что заступиться не получилось. Роман лишь ввязался в перепалку между девушкой и пьяными хулиганами, за что те его моментально и жестоко избили. «В одни ворота». Второй момент — хулиганов он не скрутил и не задержал: это сделала полиция с подачи пассажиров, моментально связавшихся с машинистом и правоохранителями. Нет, Роман — мужественный парень и вообще молодец. Но лично я, извините, героя не вижу. Вижу потерпевшего.

Так получилось, что драться в юности приходилось регулярно. Там, где я вырос, вариантов не было: или ты бьешь, или тебя. Я был чемпионом города по боксу и в драке в общем-то чувствовал себя уверенно. Много чего было. Однажды на улице мне сломали челюсть. Однажды сломал челюсть я. Несколько раз меня с разбитым лицом забирали в милицию. Поэтому, как человек опытный, скажу: не надо. Без крайней нужды не лезьте. Во-первых, уличная драка — лотерея. Вы можете быть (или чувствовать себя) бойцом уровня Брюса Ли, но любой задохлик случайно попадет в вас ножом, и все — приехали.

Однажды, кстати, мне пришлось отмахиваться всеми конечностями от трех отморозков, у одного из которых было колюще-режущее. И жив я остался просто чудом. Во-вторых, драка — очень простой и короткий путь в тюрьму. Ведь полиции, извините, пофиг — кто там начал, кто прав, кто виноват. Если попадетесь, заберут всех. Если к тому времени вы успели кого-то покалечить (например, отобрав кастет или палку нападавшего) — вас посадят. Превышение пределов необходимой самообороны. Статья 114 УК РФ. Срок — до года. Любой полицейский, прокурорский или сотрудник СК подтвердит: русский герой Данила Багров, любитель наводить справедливость, в реальной жизни мотал бы пожизненный срок. Ибо закон и справедливость, как ни странно, не всегда связанные вещи.

Кадр из фильма «Мстители»
Кадр из фильма «Мстители», режиссер Джосс Уидон
Фото
кадр из фильма «Мстители», режиссер Джосс Уидон

А как же, вы спросите, женщины? Нужно ли за них заступаться? Все зависит от ситуации. Если нападающий — один, женщина его явно не знает, при этом просит о помощи, а вы надеетесь с хулиганом справиться — пробуйте. Если жлобов несколько или один, но вас явно сильнее, лучше включить не мускулы, а мозги. И тихо вызвать полицию. Вы хотите покрасоваться перед собой, окружающими и женщиной? Тогда да — бросайтесь в бой! Вас, скорее всего, изобьют, а женщину все равно изнасилуют и ограбят. Вы хотите реально помочь? Тогда набирайте с мобильного 112. Или 102. Мне кажется, рыцарь не тот, кто бросается на ветряную мельницу. А тот, кто решает вопросы.

И отдельно — к женщинам. Я знаю немало дам, обожающих видеть, как мужики из-за них дерутся. Это дико повышает самооценку!

Выпьет красавица в ресторане, потанцует с таким же пьяным ловеласом, а потом жмется к своему парню: «Вася, он ко мне пристает!» И понеслось. Немало таких историй, когда два дурных самца оспаривают право на кокетливую самку, заканчиваются в тюрьме. Женщины, повышайте, плиз, самооценку менее травматичным способом! Не играйте судьбами дураков…

Глеб Назаренко
Психология

Профайлер, медиа-тренер

Женщина, оказавшись в такой ситуации, может отреагировать по-разному в зависимости от ее психотипа. Конечно, любая будет в глубине душе надеяться на героя, на защиту и уважение в свой адрес, но позже ощущение восхищения и благодарности может смениться чувством вины. «Из-за меня пострадал молодой человек», — эта мысль может засесть в ее голове, хотя девушка в данном случае оказалась заложницей ситуации и не должна винить себя в произошедшем.

Первое, что нам показала эта история, — то, что общество стало склонным к рефлексии. Однако пока это происходит лишь в единичных случаях. В целом же люди все еще не так активно реагируют на происходящее.

Попробуем проанализировать ситуацию. В вагон метро вошли трое молодых кавказцев, а им свойственно яркое, эмоциональное поведение, которое в данном случае вышло за рамки приличия. Конечно, по этим парням нельзя судить обо всех представителях дагестанского народа. В данном случае мы имеем дело с мужчинами, которые не способны ассимилироваться, принимать другие правила игры, из-за чего в итоге пытаются прийти со своим уставом в чужой монастырь. Такое поведение не соответсвует социальным нормам.

Оценивая последствия случившегося, можно сделать вывод о том, что в критических ситуациях лишь единицы способны предпринимать решительные действия.

К сожалению, для парня, вставшего на защиту женщины, инцидент завершился неприятным образом: молодой человек получил серьезные увечья. Зато он проявил лидерские качества, отстоял честь девушки, не смог спокойно смотреть, как сильные обижают слабого. Парень показал, что такое недопустимо в нормальном, здоровом обществе. Он стал своеобразной ролевой моделью, показав пример того, как нужно себя вести в стрессовых ситуациях.

Однако несмотря на то, что вагон был заполнен людьми, мало кто из них решился прийти заступнику на помощь. Как оказалось, рефлексия и сострадание — далеко не всегда и не для всех являются сигналом к действию, поэтому почти никто из других свидетелей происшествия не среагировал и не попытался утихомирить нападающих.

В нашей стране пока нет этнического единства, о котором мы слышали в исторических и художественных произведениях, где демонстрируется общая сплоченность, где люди объединяются против несправедливости и зла. Но тот факт, что инцидент, произошедший в московском метро, привлек внимание общественности и вызвал серьезную огласку в СМИ — уже большой шаг на пути к тому, чтобы многие люди стали более решительными и научились помогать друг другу.