Елена Драпеко | Источник: Кадр из фильма «Шаг навстречу» (1975)

Елена Драпеко

Фото

Кадр из фильма «Шаг навстречу» (1975)

Сегодня свадебные образы поражают разнообразием — дизайнерские платья, безграничный выбор тканей и аксессуаров. А ведь всего несколько десятков лет назад наши мамы и бабушки выходили замуж совсем в других условиях. Дефицит, очереди, талоны на покупку одежды — все это не мешало им создавать неповторимые образы, полные романтики, любви и настоящего счастья. Давайте вспомним, как выглядели советские невесты в разные десятилетия.

Свадьбы под запретом

Долгое время в СССР свадьбы находились под строгими ограничениями. Большевики объявили свадебные обряды, включая церемонию венчания, фату и белое платье, пережитками религиозного прошлого и фактически запретили традиционные торжества. Лишь к 1960-м годам свадьбы вновь начали отмечать с размахом.

Советская свадебная мода заметно отличалась от западной. Мировые тренды доходили с опозданием, а с дефицитом тканей приходилось мириться. Невесты зачастую шили платья сами. Специальных журналов с примерами свадебных нарядов в СССР не существовало, но в Эстонии несколько раз в год выходил журнал «Силуэт» с выкройками праздничной одежды. Достать его было крайне трудно: его цена у перекупщиков могла доходить до 300 рублей.

Источник: Legion Media
Фото

Legion Media

1930–1940-е годы: скромность и практичность

Этот период был для советских невест временем испытаний: восстановление после революции, а затем Великая Отечественная война — выбор одежды стал крайне ограничен, и свадебные наряды — не исключение. Платья невест либо шились вручную, либо передавались по наследству от старших родственниц, мамы или сестры. Стиль был строгим: закрытые фасоны с длинными рукавами, отсутствие декольте и открытых ног. Зато в моде была длинная фата — она украшалась оборками или венком.

Часто невесты шли под венец в обычных повседневных платьях темных тонов. Тогда белые свадебные наряды считались пережитком церковных традиций, а в годы религиозных гонений их старались не носить.

Источник: Legion Media
Фото

Legion Media

1950-е годы: пышность и воздушность

В 1950-х годах свадебная культура в СССР начала постепенно развиваться. На смену скромности развилось стремление к пышности: в моду вошли широкие, воздушные платья, для которых требовались десятки метров ткани. Однако позволить себе такой наряд могли лишь немногие — ткани стоили дорого и доставались с большим трудом. Для большинства невест роскошное белое платье оставалось мечтой (читайте также: Так пахнет любовь: 10 женских свадебных духов).

Шили в основном из ситца, сатина или нейлона, а фасоны подбирали практичные: платье должно было пригодиться и после свадьбы для торжественных случаев.

1960-е годы: мини-платья и дефицитные туфли

К концу 1960-х годов до Советского Союза «докатилась» мода на свадебные мини-платья. Пошив таких нарядов требовал меньше ткани — что было важно в условиях дефицита — а благодаря хрущевской оттепели на рынок поступили синтетические материалы, такие как кримплен, который стал настоящим у невест хитом. Фата тоже становилась короче: теперь она лишь слегка прикрывала голову.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

На свадьбу было принято надевать белые лакированные туфли, но найти их было непросто. Чаще всего обувь одалживали у подруг или знакомых. Про размер в таких случаях никто особенно не переживал: если туфли были велики — в носок клались ватные подпорки, если малы — невесты терпели боль ради красоты.

В 1960-х годах началась мода на перчатки, которые стали важным аксессуаром свадебного наряда. В то время как фата постепенно стала терять свою популярность, невесты предпочитали надевать изысканные перчатки до локтя, иногда украшенные кружевом или мелкими камнями. Это было не только стильным, но и символизировало строгость и серьзность события.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

Вдохновением для образов служили иконы стиля того времени: Жаклин Кеннеди популяризировала юбки до колена, а Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и даже Валентина Терешкова отказались от традиционной длины платья в пол. Эта мода оказалась как нельзя кстати для советских девушек: минималистичное короткое платье было проще сшить, стоило дешевле и подходило для повторного использования на других торжественных мероприятиях.

1970-е годы: платья в пол и талоны на фату

В 1970-х свадебная мода в СССР приняла откровенно романтический характер. Невесты стремились выглядеть как принцессы — в длинных платьях до пола и с роскошной фатой. В крупных городах начали открываться первые специализированные салоны для новобрачных, куда привозили одежду, в том числе из-за границы (читайте также: Как жены теряют женственность в глазах мужа — и как ее вернуть).

Однако доступ к праздничным нарядам оставался строго регламентированным. После подачи заявления в ЗАГС молодоженам выдавали талоны, по которым можно было приобрести ограниченный набор вещей: два кольца, по одной паре туфель для жениха и невесты, свадебное платье и костюм. Выбор в салонах был минимальный — три-четыре варианта платьев. Особенно находчивые пары подавали заявление сразу в несколько ЗАГСов — и, соответственно, получали несколько талонов.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

Появление талонов на свадебные наряды стало важным новшеством 70-х. Но даже наличие талона не гарантировало идеальную покупку. Выбор нарядов был скудным, а ткани и обувь — в большом дефиците.

Вдохновение для советских невест 70-х годов часто приходило из редких западных журналов вроде «Burda» и через образы мировых звезд кинематографа, которые мелькали в доступных советскому зрителю фильмах. Даже мельчайшие детали — фасон платья, длина фаты, прическа — подмечались советскими модницами и затем копировались на свой лад.

Кумиры советских невест 1960-1970-х:

  • Элизабет Тейлор — особенно ее культовые свадебные образы из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) и ее настоящие многочисленные свадьбы. Платья с акцентом на талию, расклешенные юбки, обилие кружева и воздушные ткани.

  • Брижит Бардо — ее романтические платья с открытыми плечами и лгкими тканями становились мечтой многих девушек. И хотя в СССР подобные платья шить было рискованно из-за открытости, легкость и невесомость нарядов вдохновляли.

  • Одри Хепберн — скромные, изящные фасоны Одри из фильмов вроде «Завтрак у Тиффани» (1961) или ее реальное свадебное платье от Givenchy (второй брак в 1969 году — короткое платье-футляр и шарф в волосах). Идея утонченной простоты нравилась тем, кто не хотел вычурности.

  • Жаклин Кеннеди — ее фотографии из свадебных архивов и образ как эталон классики вдохновляли советских девушек на выбор элегантных, сдержанных нарядов.

Жаклин Кеннеди, стиль Жаклин Кеннеди, образы Жаклин Кеннеди, наряды Жаклин Кеннеди | Источник: Legion Media

Жаклин Кеннеди

Фото
Legion Media

Какие именно элементы копировали:

  • Платья в пол с завышенной талией (по образцу Брижит Бардо).

  • Длинная простая фата без излишнего декора (в духе Одри Хепберн).

  • Акцент на талию, широкие юбки на кольцах или подъюбниках (вдохновляясь классическими американскими свадьбами).

  • Пышные рукава-фонарики и кружевные воротники (отсылки на романтизм в Голливуде).

  • Минималистичные платья прямого кроя для тех, кто ориентировался на более сдержанный западный стиль.

Советские невесты 1960-х и 1970-х годов часто носили необычные и эффектные головные уборы. Одним из самых популярных аксессуаров была диадема — металлическая или из ткани, она придавала невесте королевский вид. Также носили венки из живых цветов или шляпки, иногда с вуалью, напоминающие стиль «нового рока» в моде.

Кроме этого, для создания торжественного и элегантного образа невесты часто использовалась пелерина — легкая накидка, которая закрывала плечи и спину. Пелерина в сочетании с платьем прямого кроя превращала простой наряд в по-настоящему торжественный образ. Это была не только модная, но и практичная деталь, которая добавляла образу элегантности и подчеркнутой сдержанности.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

1980-е: эпоха объема и кружева

Свадьба принцессы Дианы и принца Чарльза в 1981 году произвела настоящий фурор и определила свадебные тенденции на все последующее десятилетие. Платье Дианы с восьмиметровым шлейфом, пышными рукавами и обилием оборок задало моду на объем, рюши, воланы и кружево. Эти элементы стали неотъемлемой частью свадебных образов 1980-х.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

Головные уборы также стали важной деталью: невесты начали отказываться от фаты и украшали себя шляпками, венками, аксессуарами с цветами и легкими сеточками-джульетками. На фоне роскошных и воздушных нарядов прически оставались относительно простыми и сдержанными — чтобы не перегружать образ и подчеркнуть нежность и романтичность стиля той эпохи (читайте также: Подготовка к свадьбе: как невесте быстро прийти в форму).

Кстати, молодожены того времени стремились добавить в свадебную церемонию новые традиции. Одной из таких стал обычай нести невесту на руках через порог — считалось, что так можно защитить ее от злых духов. У строителей БАМа (Байкало-Амурской магистрали), однако, была и более практичная причина: женихи переносили своих невест через грязные участки, чтобы сохранить чистоту их белоснежных туфель.

Источник: Legion Media
Фото

Legion Media

Свадебные наряды 90-х: западный стиль и экстравагантность

После распада СССР в начале 90-х свадебная мода в стране претерпела радикальные изменения. Девушки получили долгожданный доступ к заграничным платьям, начали появляться свадебные салоны, где можно было не только купить, но и взять наряд напрокат —это стало настоящим спасением для многих невест в условиях экономических трудностей.

Девушки наконец-то «дорвались» до пышных юбок в западном стиле, многослойных фат, корсетов, сверкающих вышивок и блесток, которые символизировали новую эпоху.

В моду также вошли яркие детали — блестящие ткани, объемные рукава, жемчужные украшения. Порой свадебные образы были чересчур экстравагантными, но именно в этом проявлялась жажда перемен, свободы и демонстративной роскоши.

Источник: fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

fotoak/Shutterstock/Fotodom.ru

Невесты стремилась к эффектности: к платью обязательно подбирались белые туфли на каблуках, объемная прическа с локонами и диадемой, макияж с акцентом на глаза и яркой губной помадой.

Интересный факт: в СССР была традиция прикреплять куклу в свадебном платье на капот машины, в которой невеста ехала в ЗАГС. Это украшение помогало выделить свадебный кортеж в потоке автомобилей. Когда другие водители видели такую машину с лентами, кольцами и «свадебной» куклой, они пропускали ее вперед, желая молодым счастья. Кукла также являлась символом скорого и многочисленного потомства.