Елена Драпеко
Сегодня свадебные образы поражают разнообразием — дизайнерские платья, безграничный выбор тканей и аксессуаров. А ведь всего несколько десятков лет назад наши мамы и бабушки выходили замуж совсем в других условиях. Дефицит, очереди, талоны на покупку одежды — все это не мешало им создавать неповторимые образы, полные романтики, любви и настоящего счастья. Давайте вспомним, как выглядели советские невесты в разные десятилетия.
Свадьбы под запретом
Долгое время в СССР свадьбы находились под строгими ограничениями. Большевики объявили свадебные обряды, включая церемонию венчания, фату и белое платье, пережитками религиозного прошлого и фактически запретили традиционные торжества. Лишь к 1960-м годам свадьбы вновь начали отмечать с размахом.
Советская свадебная мода заметно отличалась от западной. Мировые тренды доходили с опозданием, а с дефицитом тканей приходилось мириться. Невесты зачастую шили платья сами. Специальных журналов с примерами свадебных нарядов в СССР не существовало, но в Эстонии несколько раз в год выходил журнал «Силуэт» с выкройками праздничной одежды. Достать его было крайне трудно: его цена у перекупщиков могла доходить до 300 рублей.
1930–1940-е годы: скромность и практичность
Этот период был для советских невест временем испытаний: восстановление после революции, а затем Великая Отечественная война — выбор одежды стал крайне ограничен, и свадебные наряды — не исключение. Платья невест либо шились вручную, либо передавались по наследству от старших родственниц, мамы или сестры. Стиль был строгим: закрытые фасоны с длинными рукавами, отсутствие декольте и открытых ног. Зато в моде была длинная фата — она украшалась оборками или венком.
Часто невесты шли под венец в обычных повседневных платьях темных тонов. Тогда белые свадебные наряды считались пережитком церковных традиций, а в годы религиозных гонений их старались не носить.
1950-е годы: пышность и воздушность
В 1950-х годах свадебная культура в СССР начала постепенно развиваться. На смену скромности развилось стремление к пышности: в моду вошли широкие, воздушные платья, для которых требовались десятки метров ткани. Однако позволить себе такой наряд могли лишь немногие — ткани стоили дорого и доставались с большим трудом. Для большинства невест роскошное белое платье оставалось мечтой (читайте также: Так пахнет любовь: 10 женских свадебных духов).
Шили в основном из ситца, сатина или нейлона, а фасоны подбирали практичные: платье должно было пригодиться и после свадьбы для торжественных случаев.
1960-е годы: мини-платья и дефицитные туфли
К концу 1960-х годов до Советского Союза «докатилась» мода на свадебные мини-платья. Пошив таких нарядов требовал меньше ткани — что было важно в условиях дефицита — а благодаря хрущевской оттепели на рынок поступили синтетические материалы, такие как кримплен, который стал настоящим у невест хитом. Фата тоже становилась короче: теперь она лишь слегка прикрывала голову.
На свадьбу было принято надевать белые лакированные туфли, но найти их было непросто. Чаще всего обувь одалживали у подруг или знакомых. Про размер в таких случаях никто особенно не переживал: если туфли были велики — в носок клались ватные подпорки, если малы — невесты терпели боль ради красоты.
В 1960-х годах началась мода на перчатки, которые стали важным аксессуаром свадебного наряда. В то время как фата постепенно стала терять свою популярность, невесты предпочитали надевать изысканные перчатки до локтя, иногда украшенные кружевом или мелкими камнями. Это было не только стильным, но и символизировало строгость и серьзность события.
Вдохновением для образов служили иконы стиля того времени: Жаклин Кеннеди популяризировала юбки до колена, а Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и даже Валентина Терешкова отказались от традиционной длины платья в пол. Эта мода оказалась как нельзя кстати для советских девушек: минималистичное короткое платье было проще сшить, стоило дешевле и подходило для повторного использования на других торжественных мероприятиях.
1970-е годы: платья в пол и талоны на фату
В 1970-х свадебная мода в СССР приняла откровенно романтический характер. Невесты стремились выглядеть как принцессы — в длинных платьях до пола и с роскошной фатой. В крупных городах начали открываться первые специализированные салоны для новобрачных, куда привозили одежду, в том числе из-за границы (читайте также: Как жены теряют женственность в глазах мужа — и как ее вернуть).
Однако доступ к праздничным нарядам оставался строго регламентированным. После подачи заявления в ЗАГС молодоженам выдавали талоны, по которым можно было приобрести ограниченный набор вещей: два кольца, по одной паре туфель для жениха и невесты, свадебное платье и костюм. Выбор в салонах был минимальный — три-четыре варианта платьев. Особенно находчивые пары подавали заявление сразу в несколько ЗАГСов — и, соответственно, получали несколько талонов.
Появление талонов на свадебные наряды стало важным новшеством 70-х. Но даже наличие талона не гарантировало идеальную покупку. Выбор нарядов был скудным, а ткани и обувь — в большом дефиците.
Вдохновение для советских невест 70-х годов часто приходило из редких западных журналов вроде «Burda» и через образы мировых звезд кинематографа, которые мелькали в доступных советскому зрителю фильмах. Даже мельчайшие детали — фасон платья, длина фаты, прическа — подмечались советскими модницами и затем копировались на свой лад.
Кумиры советских невест 1960-1970-х:
Элизабет Тейлор — особенно ее культовые свадебные образы из фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) и ее настоящие многочисленные свадьбы. Платья с акцентом на талию, расклешенные юбки, обилие кружева и воздушные ткани.
Брижит Бардо — ее романтические платья с открытыми плечами и лгкими тканями становились мечтой многих девушек. И хотя в СССР подобные платья шить было рискованно из-за открытости, легкость и невесомость нарядов вдохновляли.
Одри Хепберн — скромные, изящные фасоны Одри из фильмов вроде «Завтрак у Тиффани» (1961) или ее реальное свадебное платье от Givenchy (второй брак в 1969 году — короткое платье-футляр и шарф в волосах). Идея утонченной простоты нравилась тем, кто не хотел вычурности.
Жаклин Кеннеди — ее фотографии из свадебных архивов и образ как эталон классики вдохновляли советских девушек на выбор элегантных, сдержанных нарядов.
Жаклин Кеннеди
Какие именно элементы копировали:
Платья в пол с завышенной талией (по образцу Брижит Бардо).
Длинная простая фата без излишнего декора (в духе Одри Хепберн).
Акцент на талию, широкие юбки на кольцах или подъюбниках (вдохновляясь классическими американскими свадьбами).
Пышные рукава-фонарики и кружевные воротники (отсылки на романтизм в Голливуде).
Минималистичные платья прямого кроя для тех, кто ориентировался на более сдержанный западный стиль.
Советские невесты 1960-х и 1970-х годов часто носили необычные и эффектные головные уборы. Одним из самых популярных аксессуаров была диадема — металлическая или из ткани, она придавала невесте королевский вид. Также носили венки из живых цветов или шляпки, иногда с вуалью, напоминающие стиль «нового рока» в моде.
Кроме этого, для создания торжественного и элегантного образа невесты часто использовалась пелерина — легкая накидка, которая закрывала плечи и спину. Пелерина в сочетании с платьем прямого кроя превращала простой наряд в по-настоящему торжественный образ. Это была не только модная, но и практичная деталь, которая добавляла образу элегантности и подчеркнутой сдержанности.
1980-е: эпоха объема и кружева
Свадьба принцессы Дианы и принца Чарльза в 1981 году произвела настоящий фурор и определила свадебные тенденции на все последующее десятилетие. Платье Дианы с восьмиметровым шлейфом, пышными рукавами и обилием оборок задало моду на объем, рюши, воланы и кружево. Эти элементы стали неотъемлемой частью свадебных образов 1980-х.
Головные уборы также стали важной деталью: невесты начали отказываться от фаты и украшали себя шляпками, венками, аксессуарами с цветами и легкими сеточками-джульетками. На фоне роскошных и воздушных нарядов прически оставались относительно простыми и сдержанными — чтобы не перегружать образ и подчеркнуть нежность и романтичность стиля той эпохи (читайте также: Подготовка к свадьбе: как невесте быстро прийти в форму).
Кстати, молодожены того времени стремились добавить в свадебную церемонию новые традиции. Одной из таких стал обычай нести невесту на руках через порог — считалось, что так можно защитить ее от злых духов. У строителей БАМа (Байкало-Амурской магистрали), однако, была и более практичная причина: женихи переносили своих невест через грязные участки, чтобы сохранить чистоту их белоснежных туфель.
Свадебные наряды 90-х: западный стиль и экстравагантность
После распада СССР в начале 90-х свадебная мода в стране претерпела радикальные изменения. Девушки получили долгожданный доступ к заграничным платьям, начали появляться свадебные салоны, где можно было не только купить, но и взять наряд напрокат —это стало настоящим спасением для многих невест в условиях экономических трудностей.
Девушки наконец-то «дорвались» до пышных юбок в западном стиле, многослойных фат, корсетов, сверкающих вышивок и блесток, которые символизировали новую эпоху.
В моду также вошли яркие детали — блестящие ткани, объемные рукава, жемчужные украшения. Порой свадебные образы были чересчур экстравагантными, но именно в этом проявлялась жажда перемен, свободы и демонстративной роскоши.
Невесты стремилась к эффектности: к платью обязательно подбирались белые туфли на каблуках, объемная прическа с локонами и диадемой, макияж с акцентом на глаза и яркой губной помадой.
Интересный факт: в СССР была традиция прикреплять куклу в свадебном платье на капот машины, в которой невеста ехала в ЗАГС. Это украшение помогало выделить свадебный кортеж в потоке автомобилей. Когда другие водители видели такую машину с лентами, кольцами и «свадебной» куклой, они пропускали ее вперед, желая молодым счастья. Кукла также являлась символом скорого и многочисленного потомства.