Триумфальное шествие этой модели платья началось в 2016 году на красной ковровой дорожке Каннского фестиваля. Главной проводницей экстремального тренда стала гуру модно-сексуального эпатажа Белла Хадид. Ее провокационное красное платье имело разрез, который открывал ноги ровно до того самого места, название которого в приличном обществе вслух не произносят.
Таблоиды сразу же окрестили этот тип вечернего облачения вагиноплатьем. Если до этого модный бал правили «голые» наряды, при помощи которых звезды интриговали нас, лишь намекая на обнажение самого сокровенного, то теперь сексуальный эпатаж потребовал от них больше — показать то, что скрыто (читайте также: Стыд потеряли: звезды, которые ходят в прозрачных нарядах не только по красной дорожке, но и в обычной жизни).
И, надо сказать, на провокацию поддались многие: вслед за Беллой трэш-тренд продемонстрировали на Венецианском фестивале модели Дайана Мелло и Джулия Салеми, а затем эстафету подхватили Кендалл Дженнер, Пэрис Хилтон и др.
Почему же платье, которое открывает лишь часть прелестей (в противовес «голому», которое открывает все), заслужило звание самого сексуального за всю историю? Если верить психологам и социальным антропологам, самой сексуальной частью женского тела всегда были и остаются ноги, так как «растут» они именно из того места, которое является главным предметом мужского вожделения.
При этом все виды разрезов работают как «завлекалочки», маня и обещая глазу «райские кущи». И, кстати, использовать этот прием женщины начали еще задолго до Беллы Хадид. Разумеется, делали они это сообразно реалиям времени и тем условиям, в рамках которых были вынуждены проявить свою сексуальность.
Для чувственных выходов:
Из глубины веков
В отличие от современных модниц, на обнажение которых работает целая индустрия, женщины в Древней Греции и Риме были скорее жертвами этой индустрии (если, конечно, производство одежды в те времена можно хотя бы с натяжкой назвать индустрией). Дело в том, что тогда люди еще не научились кроить и сшивать одежду.
Гречанки и римлянки облачались в отрезы ткани, которые имели разный размер и тип драпировки. В зависимости от этих нюансов одежда делилась на виды: хитон, пеплос и др. Но суть была одна — полотнища окутывали тело, оставляя множество «пустот», сквозь которые можно было увидеть очертания фигуры.
Однако не стоит думать, что женщины во времена античности всегда ходили полуголыми: одежда им, как и нам, служила не только для украшения и сексуального эпатажа, а еще и для защиты от погодных условий — дождя, ветра, палящего солнца. Но безусловно и другое: обнажение каких-то частей тела было для женщин в то время совершенно обычным делом.
Если несшитые полы очень глубоко открывали ноги девушки, на ее репутации это никак не могло отразиться. Дело в том, что у греков был очень развит культ тела, а их языческая религия вовсе не запрещала демонстрацию каких-либо его частей.
XVIII век и вожделенные подвязки
Вето на сексуальную провокацию наложила христианская религия, которая на несколько веков свела на нет все возможности обнажения с целью обольщения. Средневековье упаковало женщину полностью, и особенно жестким был запрет на демонстрацию лодыжек (про ноги выше речь не шла вообще). Видимо, христианская мораль опиралась на те же выводы, которые сегодня делают психологи: обнажение именно этих частей тела с большей долей вероятности могло довести до греха.
На протяжении XVI–XVII веков медленно назревавшая под гнетом христианства сексуальная революция пошла по пути обнажения верхней части тела: женщинам было дозволено демонстрировать очертания груди. Ноги же еще очень долго оставались под запретом, что, кстати, век от века делало их еще более вожделенными. В XVIII веке наметился определенный прорыв в этом направлении. Именно в это время зародился обычай демонстрации подвязки (который сегодня часто эксплуатируется в рамках свадебных торжеств).
Женщины носили чулки, которые крепились на ноге настолько высоко, насколько мужчина того времени не решался заходить даже в самых смелых фантазиях. Известно, что, завладев подвязкой дамы, кавалер становился обладателем ее чести. Однако, если верить историкам, свои «Беллы Хадид» были и в то время: влиятельные куртизанки и даже фаворитки королей могли позволить себе весьма смелые перформансы — демонстрацию подвязки на людях.
XIX век и «скорее раздетые» женщины
Начало XIX века — это время ампира, когда мода пошла по пути подражания идеалам античности. Законодательницей новой моды была Франция, и расцвет самых «бессовестных» платьев пришелся на 1800−1804 годы. Современники модниц того времени писали, что женщины тогда могли выйти на улицу, надев одну только рубашку. Мода эта носила название а-ля соваж (a la sauvage — нагая), а главной ее проводницей стала модница Эмма Гамильтон (та самая, которая вскружила голову адмиралу Нельсону).
Платья того времени имели завышенную талию и шились из легких газовых тканей, которые облегали фигуру. И если в Древней Греции женщины обнажались не всегда намеренно, то дамы, которые копировали их стиль, демонстрировали свои прелести очень даже осознанно. Наряды были настолько прозрачными, что требовали особенного белья. Чтобы показать свои ноги, женщины облачали их в специальные панталоны, которые имитировали обнаженное тело.
Историки моды утверждают, что наряды того времени позволяли женщинам показать не только очертания ног, но и анатомические особенности куда более интимных мест. Вся эта модная вакханалия закончилась, когда в 1804 году императором Франции стал Наполеон Бонапарт.
Однажды на балу он подозвал одну из таких модниц и сказал: «Я считаю, что вы скорее раздеты, нежели одеты. Пойдите и оденьтесь». С того момента женщины вновь надолго запрятали свою сексуальность под пышные юбки.
1930-е годы и сексуальный Голливуд
Это десятилетие прошло под эгидой развития киноиндустрии и роста ее влияния на повседневную жизнь. Именно 30-м мы обязаны тем, что сегодня посвящаем такие обширные исследования платьям, которые демонстрируют селебрити. Сегодня это Белла Хадид, Ким Кардашьян и Дженнифер Лопес, а тогда женщины пристально следили за Марлен Дитрих, Гретой Гарбо и т. д.
Чтобы усилить влияние голливудских див (а значит, и повысить доходы от проката картин), в их образы непременно нужно было добавлять сексуальную провокацию. Именно в 30-е годы с этой целью было изобретено платье в пол с глубоким разрезом с одной стороны. Конечно, нижнее белье Марлен Дитрих едва решилась бы продемонстрировать, но и та степень обнаженности, на которую она шла, расценивалась как более чем смелая провокация (читайте также: Провокация на экране: 10 самых соблазнительных нарядов в кино).
Лихие 90-е и накал страстей
Ненадолго задержавшись в моде в начале 40-х, в послевоенное время провокационные платья полностью сошли на нет. В 50-е годы идеалом женщины стала мать и заботливая жена, главная цель которой — поддерживать семейную идиллию.
Платья с разрезом, доходящим до самой интересной части, в такой ситуации, разумеется, не котировались. В 60-е и 70-е про них и вовсе не вспоминали, так как в моду ворвалась мини-юбка, на некоторое время снизившая популярность частично обнаженных форм. Теперь можно было увидеть все и сразу!
Триумфальное возвращение платьев с очень высокими разрезами пришлось на 1980-е годы. И первые ласточки появились, как и сегодня, на красных ковровых дорожках. Своего апогея (как тогда казалось) обнажение ног достигло в 1990-е. Проводником тренда стала Мадонна, а подхватила эстафету Элизабет Херли.
Наверное, сегодня актриса, глядя на дефилирующих в вагинопатьях барышень, всякий раз вспоминает, что первой показать все, что скрыто, решилась именно она. На протяжении нескольких лет Херли посещала кинопремии и другие светские мероприятия в платьях, которые по пикантности не уступали сегодняшним модным провокациям (читайте также: Не помеха: 50-летние звезды, которые одеваются как юные топ-модели). А ведь еще нужно учесть тот факт, что сегодняшние модели снабжены встроенным бельем, а у Элизабет, судя по фото, такой полезной опции платья не имели…
Разумеется, когда мы говорим об эволюции тренда, то подразумеваем его развитие со скидкой на те условия, в которых он мог проявляться. «Срамные» наряды начала XIX века и сегодняшнее каннское платье Хадид отличаются и по форме, и по уровню обнажения, но служат они для достижения одной цели — соблазнения. И уж точно совершенно очевидно одно: женщины во все времена знали, как сделать это максимально эффектно.