Современная мода очень разнообразна и предполагает простор для фантазии и самовыражения. «Ты можешь быть кем хочешь» — как бы говорят нам дизайнеры, и недавно завершившаяся Парижская неделя высокой моды-2023 в очередной раз это подтвердила. Ироничный и сюрреалистичный показ Victor&Rolf, эпатажная коллекция с искусственными чучелами животных от Schiaparelli, жутковатые киберпанк-персонажи ночных кошмаров от французского бренда On Aura Tout Vu, нежные и таинственные подводные наряды от Iris van Herpen — перечислять можно долго, но важно одно: многообразие стилей и трендов действительно поражает воображение.
На фоне всего этого великолепия мне показался особенно ярким тренд на новую женственность — воланы, рюши, банты, цветы, прозрачность, элегантно спадающие драпировки и узкие, облегающие силуэты.
Конечно, возрождение этой тенденции мы уже видели в коллекциях, представленных на осенних неделях моды в Париже и Милане в прошлом году, однако в январе 2023 тема новой женственности, на мой взгляд, получила неожиданно широкое распространение.
Историк моды и основательница галереи-бутика винтажных украшений VintageDream
Цветочные мотивы
Цветочные мотивы давно стали ДНК стиля Модного дома Giambattista Valli, и во время его кутюрного показа 2023 года можно было снова почувствовать себя словно в розарии. Белые, розовые, коралловые и желтые — женщины как цветки. Использование любимой мною плотной тафты позволило создать объемные, порой даже архитектурные образы с крупными цветами и бантами. Узнаваемые цветочные принты присутствовали лишь в трех нарядах, зато каких! Белое, Розовое и Черное платья с розами — пышные, искусно драпированные и бескомпромиссно роскошные. Кстати, расшитый кристаллами черный жакет в розах мне напомнил старого Оскара де ла Рента и его русские мотивы. В середине показа гости увидели интерпретацию на тему «новой наготы» — обтягивающие комбинезоны из кристаллов, украшенные минималистичной драпировкой. Сам Джамбаттиста сказал, что при создании коллекции вдохновлялся стилистикой Беверли Хиллз: его минималистичные драпировки — словно легкое парео, накинутое на вышедшую из бассейна женщину. Не могу не отметить платья-коконы из перьев и классическое белое тюлевое платье невесты, показанное в финале — как будто кадр из голливудского фильма про 1980-е.
Главный дизайнер Valentino Пьерпаоло Пиччоли в своей коллекции создал немало женственных платьев с разнообразными оборками, рюшами и воланами — на мой взгляд, они были просто великолепны. Исполненные в разных тканях, они выглядели по-разному, но неизменно элегантно. Многие образы также напоминали цветы: например, модель с кислотными зелеными колготками и пышным розовым полупрозрачным верхом вызывала прямые ассоциации с нежным, едва распустившимся бутоном на тоненькой ножке, а розовая юбка-миди в сочетании с минималистичным черным топом и высокими зелеными перчатками словно олицетворяла изящный молодой цветок, обрамленный длинными тонкими листьями.
Буйство красок в новой коллекции Valentino также напоминало яркое цветочное поле. Особенно меня впечатлили перьевое коконообразное платье и фиолетовое пышное платье из органзы, отсылающие нас к эпохе модных сегодня 1980-х годов. Здорово, что помимо ставшего хитом последних сезонов ярко-розового (запатентованного теперь за Valentino, между прочим!) этой весной вернется классический красный Valentino. Помимо традиционных для бренда черного с белым и бежевого цветов, на подиуме можно было увидеть необычные сочетания зеленого, синего и золотистого с разными оттенками розового, сиреневого с лимонным и баклажановым.
На показе Iris van Herpen модели представали перед зрителями в образах фантазийных водяных цветков. На мой взгляд, деятельность Ирис является чистым искусством — она однозначно опередила время, создавая 15 лет назад то, что даже сейчас выглядит одеждой будущего. Как многие гении, она как будто предугадала, куда движется этот мир. Создавая только кутюрные коллекции, Ирис ван Херпен соединяет в своих образах моду, науку и технологии. А ещё там так много от архитектуры! В противовес тем, кто делает все более и более роскошные коллекции и декорации, приглашает на показы супер-звезд, Ирис создает нечто совсем иное. Концептуальное, более близкое к сфере Art, чем Fashion.
Ее весенний показ Haute Couture Ete 2023 состоялся в формате демонстрации фильма: идею, заложенную в коллекции, просто невозможно было бы воплотить на подиуме. В четырехминутном видеоролике модели ван Херпен двигаются в завораживающем подводном танце, во время которого на них раскрываются, будто удивительные цветы, потрясающей красоты платья, юбки и вуали.
Воплотить идею дизайнера в жизнь помогла еще одна неординарная женщина — французская танцовщица, хореограф, подводный режиссер и фридайвер Жюли Готье. Съемки проходили в культовом итальянском бассейне Y-40, который до последнего времени был самом глубоком искусственном бассейном в мире. «Подводная» коллекция ван Херпен — это акт поддержки протестующих женщин в Иране и аллюзия на то, что зачастую в современном мире женщина по-прежнему бывает лишена голоса — ведь в воде мы не можем говорить и вынуждены прикладывать гораздо больше сил для того, чтобы двигаться.
Джорджо Армани, известный очень нейтральной цветовой палитрой, на этот раз взорвался десятками ярких оттенков.
Изменения модный дом отразил даже в приглашении на показ, украсив его принтом «арлекин». Приглашение стало предзнаменованием подиума, сиявшего оттенками лайма и переливами розового и фиолетового цветов. А ведь для большинства своих шоу за пределами Милана кутюрье почти всегда предпочитал черный фэшн-сет. Вдохновением для коллекции послужил балет «Петрушка» Сергея Дягилева. У балета «Петрушка» сложная культурно-историческая основа. Схематичные фигуры commedia dell’arte и персонажи кукольных театров (Арлекин, Пульчинелла, Коломбина, Пьеро и т. д.) были представлены в произведениях рубежа веков в бесчисленных вариантах и вдохновляли самых различных композиторов и театральных деятелей от Леонкавалло («Паяцы») до Шёнберга («Лунный Пьеро»). Драматический образ ярмарочного шута Петрушки из одноименного балета, как мне показалось, перекликается с темой Арлекина, воплощенной в новой коллекции Джорджо Армани. Мне было интересно поразмышлять над тем, что объединяет этих двух персонажей и в чем заключаются их вневременная художественная ценность. Так в моем бренде одежды LEFFERS присутствует мое видение идей и мотивов знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Драпировки и банты
Легкие, струящиеся полупрозрачные ткани, в которых выполнена коллекция Ирис ван Херпен, подчеркивают нежность, красоту и природную грацию женщины. Этот мотив легкости и полета, несомненно, стал трендом Парижской недели января 2023 года. Обратился к нему и креативный директор Дома Fendi Ким Джонс. В коллекции Haute Couture 2023 он вдохновлялся античными скульптурами, платьями-комбинациями из 1920-30-х и бельевым стилем 1990-х годов. Порой казалось, что на подиум, озаряемые мягким светом, величественно выплывают осовремененные греческие богини. Оттенки серебристого и цвета шампани, пастельные тона, элегантные драпировки — Ким Джонс словно бы решил воспеть в своей коллекции вечную женственность. Он умело создавал ощущение, будто легко задрапированная ткань случайно соскользнула с плеч, обнажив утонченное женское тело и надетое на нем роскошное белье. Украшения (а я всегда обращаю на них внимание) ассиметричны, одежду дополняют кристаллы, жемчуг, кафы, серьги-кольца, сумочки разных геометрических форм на ручках в виде вязанных шнуров с кристаллами, туфли с круглым носком с элементами спортивного стиля на фантазийном каблуке. На мой взгляд, у Кима Джонса получилась невероятно элегантная коллекция.
Модельер Elie Saab — один из основателей модной индустрии в арабском мире, стал первым дизайнером Ближнего Востока, которого пригласили стать членом Итальянского национального Дома моды, а позже и Парижского синдиката высокой моды. На шоу Haute couture 23 года в Париже модельер, казалось, решил превзойти самого себя и показал 69 абсолютно роскошных нарядов. Величественные, торжественные, нежные, изысканные платья в золотисто-бежевых, голубых, фисташковых, розовых оттенках, украшенных невероятной вышивкой и инкрустацией камнями. В коллекции, конечно же, отчетливо прослеживались индийские мотивы: силуэты платьев, напоминающие индийские сари, традиционные орнаменты, длинные накидки из легких полупрозрачных тканей. Огромные акцентные банты перекликались с фирменным элементом стиля Valentino, который, безусловно, активно присутствовал и в коллекции Пьерапаоло Пиччоли. У него бант появлялся в самых неожиданных местах и был доведен до абсолюта в образе, состоящим целиком из бантов.
Тренд на «ревущие двадцатые»
Женственные образы 20-30х годов прошлого века, кажется, прочно закрепились в трендах предстоящего весеннего сезона. К нему обращались многие дизайнеры, представившие свои коллекции на весенней Парижской неделе моды-2023.
Кутюрный показ Dior, посвященный французской танцовщице, певице и активистке Жозефине Бейкер, во многом отсылал именно к эпохе 1920-х годов, когда Жосефина только приехала покорять Париж. Сетчатые платья с блеском, бахрома, вечерние платья из мятого шелка, классическое платье-плиссе с кейпом, лаконичные украшения, бархатные босоножки на платформе (абсолютно винтажного вида!), прически моделей со знаменитыми прядками-завитками на лбу — все это аллюзии на то волнующее время. Белый, черный, серый, бежевый, серебристый и золотой стали основными цветами коллекции.
Платья-комбинации прямого силуэта активно цитировал в своей новой коллекции и дизайнер Fendi Ким Джонс. Сверкающие платья, пайетки, роскошные вышивки — все это отличительные черты тренда на 1920-е.
Размышления о том, что такое современная женственность и сексуальность, конечно, на этом не ограничатся. Парижская неделя моды завершилась, но, думаю, что тренды, обозначенные на ней, еще долго будут сопровождать гардеробы модниц всего мира — ведь тема женственности, как показывает вековой опыт истории моды, поистине неисчерпаема.
Не могу не отметить, чувственную коллекцию Zuhair Murad, которая, по его словам, была вдохновлена Belle Epoque. Прекрасное воспоминание о славных днях Французской Ривьеры с красивыми праздниками, пронизанными духом легкости бытия, и роскошными женщинами в изысканных нарядах, танцующими на закате. Некоторые платья лично мне напомнили золотой век Голливуда с его невероятными дивами.