Когда же в конце 90-х в России стали открываться западные ритейлы, за некоторыми брендами закрепился статус премиальных. Возможно, это происходило из-за больших наценок на товары этих марок. В то же время один концерн может представлять несколько брендов разных ценовых категорий. Это тоже вносило путаницу в умы неискушенных потребителей.
Рядовому покупателю сложно разобраться, кто есть кто среди дизайнерских имен. Наш краткий гид по fasion-лабиринтам вам в помощь! Помогает разобраться во всех тонкостях стилист из Франции Элла Маковей.
Стилист
Рынок одежды традиционно делится на пять сегментов: эконом, масс-маркет, средний сегмент, люкс и haute couture. Внутри этих классов существует условное деление на более и менее дорогие бренды. Такие критерии, как качество, массовость производства и цена изделий, до недавнего времени были определяющими. Однако, попадая на российский рынок, товары получают ряд наценок. А потому часто мы можем наблюдать товары масс-маркета и среднего класса по цене люксового сегмента в Европе.
Нaute couture
Мир высокой моды — haute couture — мир грез и сказок. Но в этом мире каждый «шаг», вернее «стежок», строго регламентируется. С 1868 года существует Синдикат высокой моды. Эта организация и выносит решение, какие модные дома достойны высокого звания haute couture. Помимо всемирно известных Chanel и Christian Dior в синдикат входят всего около 20 модных домов. Синдикат строго отслеживает как способ производства изделий, так и количество коллекций, отшиваемых в сезон, местоположение модного дома (ателье должны быть представлены в Париже) и другие нюансы. В этом сегменте делается ставка на эксклюзивность.
При изготовлении коллекций около 70% производства — ручная работа. На пошив одного платья может уйти более 500 часов труда. Второго такого же просто не может существовать. А потому цена платья подчас сопоставима с произведениями искусства. Например, вечерние наряды от Chanel могут оцениваться более 100 тыс. евро. Модные показы haute couture проходят в январе и июле. Среди зрителей и постоянных клиентов — звезды и члены королевских семей. Платья haute couture вы не встретите в обычных универмагах.
Люкс
Когда мы говорим о люксовом бренде, сразу представляем ряд визуальных символов — монограммы, фирменные знаки, логотипы и цвета. Товары премиального уровня представлены чаще всего в монобрендовых бутиках. Но люксовые бренды не ограничиваются только этим. Они предлагают нечто большее — некий ритуал и даже образ жизни. Fendi, Versace, Armani производят не только одежду, обувь или косметику, но и распространяют свою концепцию на предметы декора и интерьера.
Есть дома и отели, оформленные в духе философии бренда. Именно поэтому мир люкса так притягателен. Однако прикоснуться к люксу в наше время стало намного проще, чем, скажем, 50 лет назад. Пусть сумка от Hermès доступна не многим, но маленький флакон духов — уже реальность. Коллекции pret-a-porte, готового платья, — это серийные, хотя и лимитированные партии производства. Стоимость товаров — от 800 евро за единицу. Можно бесконечно спорить, о том, что кроссовки за 1000 евро ничем не лучше кроссовок за 100, но факт остается фактом: есть люди, готовые их купить, даже попав в лист ожидания.
Средний класс — это не люкс
Средний ценовой сегмент представлен на верхних этажах европейских универмагов и мультибрендовых магазинах. Этот сегмент рынка по качеству товаров сопоставим с люксом. Стоимость одежды — от 250 до 1500 евро за единицу без учета скидок. Внутри сегмента тоже существует градация по цене.
На слуху множество имен креативных директоров и дизайнеров. Sandro Paris, Michael Kors, Coach, Kenzo, Оff-white, Pinko. К этому же ценовому сегменту принято относить «вторые» или «молодежные» линии люксовых марок: See by Chloe, Red Valentino, Marc by Marc Jacobs, Just Cavalli, Boss. В России традиционно эти марки принято считать премиальными. Чем средний класс отличается от люкса? Более дешевые аналоги тканей, менее сложные лекала кроя, облегченная фурнитура. Это дает возможность производить больше товаров с меньшими затратами.
Масс-маркет
Самая большая путаница в России возникла именно в этом сегменте. Если вы ассоциируете масс-маркет с «модой по доступной цене» от Zara и H& M, спешим вас удивить. Такие марки, как Massimo Dutti, COS, Gap, Guess, Lacoste, а также casual от Calvin Klein Jeans и Tommy Hilfiger Denim, — все это рынок массового производства. Почему изделия этого сегмента часто теряют вид после нескольких стирок? Ответ кроется в удешевлении технологии производства. Например, ткани садятся, потому что не проходят термообработку до раскроя изделия. Эту дорогостоящую операцию просто не закладывают в стоимость товара. Почему швы перекручиваются и расходятся? Потому что сшивать детали тонкими нитками и крупными стежками дешевле и быстрее.
Технология, логистика, маркетинг — все подчинено преобладанию количества над качеством. На выходе мы получаем вещи, которые «не жалко выбросить» через сезон. Безусловно, есть более и менее качественные товары. Но вспомните, сколько лет вашим самым старым джинсам?
Эконом-сегмент
Так называемые дисконт-магазины и центры представляют товары по сниженным ценам. Это и есть эконом-сегмент модной индустрии. Большие торговые площади и склады располагаются далеко от центральных улиц, часто за пределами города: экономия на аренде. Здесь нет назойливых консультантов, вы сами ищете подходящий размер и несете его в примерочную, а затем на кассу: экономия на персонале. Если вы готовы потратить свое время и нервы, чтобы сэкономить несколько сотен рублей (с учетом проезда), вам сюда. Среднестатистический российский дисконт не совсем корректно сравнивать с европейскими аутлетами. В последних часто представлены старые (или очень старые) коллекции среднего ценового сегмента и масс-маркета. Во многих же дисконт-центрах представлены товары, сшитые специально для продажи по заниженным ценам.