Представьте ситуацию: вы купили очень дорогую вещь, которая была рекомендована экспертами моды как дико актуальная, а уже в следующем сезоне носить ее не захотели. И тряпочка вроде бы не износилась, и вам она по-прежнему нравится, но почему-то рука уже тянется за другой обновкой…
Поздравляем, вы стали жертвой «короткого тренда». Но, что самое неприятное, совершили распространенную ошибку, вложив в него приличные деньги. Сиюминутными тенденциями можно увлекаться, но если ваши финансы не безграничны, то потакать этим слабостям нужно в разумных финансовых пределах. Значит ли это, что ставку всегда придется делать только на дешевые вещи, боясь, что из моды они выйдут слишком скоро? Вовсе нет. При желании вложить деньги в гардероб стоит ориентироваться на его базовую составляющую или знать, что такое «долгий тренд». Разобраться в его отличии от короткого и научиться делать самостоятельный модный прогноз можно, но для этого нужно хорошо знать, как происходит процесс трендообразования.
Откуда берутся тренды
Список актуальных тенденций формируется после того, как проходят сезонные Недели мод. Основных две: «Весна-лето» (Spring/Summer) и «Осень-зима» (Fall/Winter). Показы специально проводятся за полгода до наступления сезона. У редакторов модных журналов должно быть время на то, чтобы составить впечатление, а потом растиражировать тренды; байерам важно успеть сделать закупки, а масс-маркету — вдохновиться и произвести свои аналоги. Конечно, на бюджетные бренды и их нужды никто не ориентируется, скорее им приходится подстраиваться под механизм. Но так или иначе масс-маркет тоже вносит в процесс трендообразования свою лепту, ведь в народ тенденции уходит именно с его легкой руки.
Тренд на рукава-буфы SS 2020
Если очень упростить процесс, то тренд — это решение, которое встречается в большинстве коллекций, но проявляться может по-разному.
Возникает резонный вопрос: как при такой частоте показов люкс успевает переориентироваться в области трендов, а масс-маркет — подстраиваться под него? Разгадка кроется именно в том, что не все тренды одинаково новы. Если бы каждая Неделя моды выдавала абсолютно свежие решения, то индустрия просто разорилась бы. И здесь мы плавно подходим к теме «долгих» и «коротких» трендов. Первые представляют собой глобальные тенденции, которыми показы будут пронизаны много сезонов. Это своеобразный фундамент, позволяющий держаться курса, внося лишь мелкие поправки, которые не столь разорительны и не требуют полного пересмотра основ. «Мелкие поправки» — это и есть те самое «короткие» тренды. Разумеется, от креативных директоров требуют каких-то фишек, на которые среагирует аудитория. Это могут быть мелкие детали кроя, новое прочтение принта и т.п. Чаще всего «короткая» тенденции идет в русле «длинной».
Как отличить тренды
Белая обувь — «длинный тренд», а вот спущенное голенище и квадратный мыс — тенденции, которые относят к «коротким». Правда, время может внести свои коррективы…
Прочитав все вышесказанное, вы можете подумать, что отличить «короткий» тренд от «длинного» проще простого, но, к сожалению, это не так. Первый не обязательно выражается в чем-то мелком и незначительном, а второй нередко вытекает из первого, поражая даже самых опытных аналитиков моды. В фэшн-индустрии принято говорить, что о трендах никто и никогда ничего не знает наверняка. Как же строить бизнес на таких шатких основаниях? Чтобы минимизировать риски и не сделать глобальную ставку на «короткий» тренд, прогнозы доверяют специальным бюро, которые в случае неудачи несут финансовую ответственность. Именно поэтому в числе методов точного прогнозирования значится даже промышленный шпионаж, цель которого — заранее узнать о планах креативных директоров ведущих домов моды.
Тренд на крошечные сумочки кажется вам достаточно «пластичным» для того, чтобы кочевать из сезона в сезон?
Тем не менее все не так безнадежно. Существуют признаки тренда, которые с большой долей вероятности позволят понять, как долго он продержится. В первую очередь это «пластичность». Чтобы перетекать из сезона в сезон, тенденция должна иметь потенциал к трансформации. Если тренд узкий, то подать его по-новому дизайнерам будет очень сложно. Например, когда мы берем мегаактуальные в прошлом сезоне сапоги-казаки белого цвета, то сразу же понимаем, что их трендовая «исчерпаемость» очевидна: все уже сказано и в области стиля, и в области формы. Все потому, что такие казаки — «короткий» тренд, идущий в русле двух «длинных»: белой обуви и стилистики вестерн. Таким образом, мы понимаем, что глобальные тенденции — это чаще всего стиль или какой-то концептуальный подход, а сиюминутные — это нюансы и детали.
На что делать ставку
Пальто с огромными буфами — актуальный тренд, и только вы можете решить, стоит ли делать на него ставку
Если вы научитесь выявлять первооснову тенденций, то сможете порядочно экономить. Например, выбирая пальто на весну, отдадите предпочтение лаконичной модели оверсайз, а не ее же вариации с огромными рукавами-буфами и принтом «пейсли». Вы будете понимать, что оверсайз — это долгий тренд, а «викторианство» с большой долей вероятности всем очень скоро надоест. Правда, тут не стоит забывать и фэшн-мудрость, которая призывает «никогда не говорить о трендах уверенно».
Тем, кто не хочет экономить, все эти предостережения можно проигнорировать. Если «длинные» тренды — это «хлеб», то «короткие» — «соль» модной индустрии. Они позволяют не заскучать, на них можно тренировать вкус и способность создавать актуальные комплекты из чего-то менее банального, чем простое пальто оверсайз.