Королева Виктория, 1840 год
Свадебное платье в том виде, в котором мы привыкли его видеть на протяжении последних ста лет, обязано своим появлением английской королеве Виктории, которая правила с 1837 по 1901 год. Разумеется, женщины всегда хотели выглядеть в день своей свадьбы особенно, но каких-то типичных черт подвенечные наряды не имели: обычно девушки просто надевали лучшее платье из имеющихся. Королева Виктория для церемонии бракосочетания с принцем Альбертом пожелала заполучить совершенно особенное платье. Наряд должен был быть светлым, так как романтичная барышня хотела всеми силами показать, что ее чувства к избраннику искренни и чисты. Известно, что Виктория выходила замуж за Альберта по большой любви. Для нее также было важно, чтобы платье подчеркивало королевский статус церемонии и стало предметом зависти для всех модниц Европы.
Эскиз платья был разработан известным в ту пору шотландским художником Уильямом Дисом. Над воплощением его идей в жизнь трудилась личная портниха королевы Мэри Беттанс. Платье было изготовлено из фирменного английского шелка, а вот с кружевом мастерицам пришлось попотеть. Виктория пожелала, чтобы для нее было изготовлено кружево с особенным узором. С этой целью известная кружевница Джейн Бидни, получившая королевский заказ, наняла целую деревню мастериц, которые трудились более полугода. Фирменным кружевом была отделан подол платья, а также лиф и рукава и фата. После того как заказ был выполнен, королева повелела кружевницам уничтожить эскизы, чтобы никто не смог заполучить аналогов ее свадебного кружева. С тех пор использование кружева в подвенечных нарядах монарших особ стало традиционным, также неотъемлемой деталью образа осталась длинная фата со шлейфом.
Принцесса Елизавета (королева Елизавета II), 1947 год
20 ноября 1947 года на свадьбе на свадьбе Елизаветы (королева Елизавета II) и принца Филиппа собралось более 2 тысяч гостей. Торжество было грандиозным, и наряд невесты просто обязан был соответствовать этому размаху. Немудрено, что Елизавета была признана одной из самых шикарных невест королевских кровей за всю историю. Дизайнером ее платья стал придворный кутюрье Норман Хартнелл. Наряд был изготовлен из сатина цвета слоновой кости, расшитого цветами из серебряных нитей, и украшен тюлевыми аппликациями. Также в декоре использовались кристаллы и жемчуг, который специально заказывали в США. На голове невесты были вуаль из кружева и тиара, которая принадлежала ее матери — королеве Елизавете. Изюминкой образа стал четырехметровый шлейф, который на тот момент стал самым длинным за всю историю моды. Забегая вперед, скажем, что по длине шлейфа Елизавету II переплюнула только принцесса Диана.
Княгиня Монако Грейс (Грейс Келли), 1956 год
18 апреля 1956 года состоялось бракосочетание князя Монако Ренье и голливудской дивы Грейс Келли. Журналисты пристально следили за этим торжеством, поэтому все детали подготовки подвенечного платья держались в строжайшем секрете. Невеста хотела в свой день выглядеть элегантно и статусно, но при этом женственно. Удивительно, но для работы над платьем вопреки ожиданиям таблоидов она пригласила вовсе не именитых дизайнеров вроде Юбера Живанши, а свою давнюю подругу, художника по костюмам Хелен Роуз. Именно она создавала культовые образы Грейс в кино. Под руководством Хелен более 30 работников в течение шести недель трудились над платьем.
Наряд, как и хотела актриса, получился очень целомудренным, но не был лишен изюминки. Платье не имело декольте, столь привычных для королевских подвенечных кринолинов, но было снабжено традиционным длинным шлейфом. Грейс также решила отказаться от корсета в пользу широкого пояса из ткани на талии, который больше соответствовал духу времени. В области головных уборов актриса и вовсе совершила революцию: отказавшись от венка или тиары, волосы она убрала при помощи «джульетки» — маленькой кружевной шапочки, покрытой вуалью. Образ Грейс благодаря своей подчеркнутой элегантности стал культовым, и его до сих пор цитируют невесты всего мира. Кстати, если разбираться тщательно, можно увидеть, что в подвенечном платье герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон очень много деталей позаимствовано именно у Келли.
Принцесса Маргарет (младшая сестра Елизаветы II), 1960 год
6 мая 1960 года младшая сестренка Елизаветы II принцесса Маргарет сочеталась браком с дизайнером Энтони Армстронгом-Джонсом. Это был один из самых громких мезальянсов в истории. Может быть, поэтому о том, как создавался образ Маргарет, известно не так много. А между тем платье этой принцессы едва ли уступает по элегантности культовому наряду Грейс Келли. Дизайнером здесь выступил все тот же придворный портной Норман Хартнелл, который ваял наряд для Елизаветы II. По словам кутюрье, он считал своей главной задачей показать и подчеркнуть красоту и хрупкость невесты. Ведь ей по статусу было вовсе не обязательно наряжаться в километры кружева и вешать на себя тонны украшений. Платье получилось очень элегантным и действительно потрясающе подчеркивало природную красоту Маргарет.
Принцесса Уэльсская Диана, 1981 год
Свадьба Дианы и принца Чарльза 29 июля 1981 года стала знаковым событием в области истории моды XX века. Именно благодаря Леди Ди в моду вернулись настоящие «платья принцесс» с пышными кринолинами и шлейфами. К слову, на шлейф платья Дианы ушло 137 метров ткани! До Леди Ди обладательницей самого длинного в истории свадебной моды шлейфа считалась ее свекровь — королева Елизавета II. Да и само платье невесты Чарльза, по мнению таблоидов того времени, затмило наряд подвенечный наряд его матери. Авторами этого шедевра стали дизайнеры Дэвид и Элизабет Эмануэль.
Молодые модельеры королевский заказ получили совершенно неожиданно. В 1981 году один из глянцевых журналов заказал чете модельеров блузку, которая якобы предназначалась для съемок, но позже оказалось, что обновка попала в гардероб невесты принца Уэльского Дианы. Вещица так понравилась будущей принцессе, что она решила доверить паре пошив своего подвенечного наряда. Эскиз был разработан под чутким руководством заказчицы — Диана мечтала о платье в викторианском стиле с рукавами-буфами и огромным кринолином. В итоге ее подвенечный наряд действительно сильно напоминал свадебное платье королевы Виктории. С современностью его примиряла лишь прическа Дианы. Невеста решила не отращивать длинные волосы с целью водрузить королевскую тиару на привычно убранные в строгую укладку локоны. Леди Ди осталась при своей короткой стрижке. Кстати, тиара на ее голове тоже была вовсе и не королевской, она принадлежала семье Дианы.
Принцесса Рания (ныне Королева Иордании), 1993 год
Самой громкой королевской свадьбой 90-х стала церемония бракосочетания принца Абдаллы (ныне короля Абдаллы II). Он женился на простой девушке Рании Файсал аль-Ясин. На тот момент у Абдаллы не было практически никаких шансов занять трон, ведь прямым наследником был его дядя Хасан. Возможно, именно поэтому принцу было разрешено жениться на простолюдинке. А уже когда наследник по завещанию правящего монарха лишился своих прав и престол перешел Абдалле, его супруга Рания настолько успела полюбиться народу, что никто не посмел оспорить ее кандидатуру на пост королевы Иордании. Сегодня Ранию называют одной из самых стильных и красивых королев современности. И свое восхождение на этот олимп она начала именно в день своей свадьбы – 10 июня 1993 года. Невеста решила выбрать современный наряд, который бы выглядел не слишком традиционно и имел черты европейского подвенечного платья. Рания обратилась за помощью к английскому дизайнеру Брюсу Олдфилду, постоянной клиенткой которого, кстати, была принцесса Диана. Кутюрье предложил будущей королеве белое платье из атласа, богато отделанное золотом.
Королева Нидерландов Максима, 2002 год
Максима Соррегьета — одна из тех современных Золушек, которым, несмотря на все трудности, удалось выйти замуж за принца. Будущие король и королева Нидерландов познакомились на вечеринке общих друзей и начали встречаться, причем девушка долгое время даже и не знала о статусе своего бойфренда. Родители-монархи, разумеется, были против выбора сына, но тот был непреклонен. В результате 20 февраля 2002 года Максима и принц Виллем-Александр все-таки стали мужем и женой. Для церемонии невеста выбрала по-королевски элегантный образ: лаконичное платье от Valentino цвета топленого молока дополнили изящная тиара и фата, изготовленная из кружева. Невесте удалось соблюсти все королевские традиции, но при этом не принести элегантность в жертву роскоши.
Кронпринцесса Дании Мэри, 2004 год
Еще одна типичная современная Золушка — Мэри Дональдсон — простая преподавательница английского языка, которая стала супругой кронпринца Дании. Мэри и Фредерик начали встречаться в 2000 году, познакомившись в Сиднее, когда там проходили Олимпийские игры. Спустя четыре конфетно-букетных года, 14 мая 2004 года, Мэри Дональдсон пошла к алтарю в шикарном платье, которое спроектировал для нее местный дизайнер Уффе Франк. Образ был выверен до мелочей: ткань молочного цвета прекрасно подчеркнула свежесть невесты, а вырез лодочкой с расширенными рукавами пикантно обнажил ключицы, но все было по делу и в меру. Принцесса отказалась от обильного декора и аксессуаров, оставив только кружевную фату и тиару.
Королева Испании Летиция, 2004
Родители принца Испании Филиппа конечно же были против его романа с разведенной журналисткой Летицией Ортис. Но, наверное, если бы они смогли заглянуть в будущее и увидеть, какая прекрасная королева получится из этой девушки, перестали бы упорствовать сразу же. Сегодня Летиция заслуженно носит звание самой стильной монаршей особы современности. В том, что у этой барышни большое модное будущее, фэшн-критики поняли в день ее свадьбы с Филиппом.
22 мая 2004 года Летиция предстала перед алтарем в сногсшибательном платье от Manuel Pertegaz. Отличительной чертой его стали необычный ворот-стойка и вышивка лилиями и пшеничными колосками — деталями герба ее супруга. Геральдический узор украсил ворот, подол и рукава платья, а также фату и шлейф. Длина шлейфа Летиции составила 4,5 метра. Этот образ стал одним из наиболее обсуждаемых, так как невесте удалось соблюсти все королевские традиции, но интерпретировать их по-своему. Кстати, Летицию в этом платье сразу же сравнили с диснеевской принцессой Авророй из мультика «Спящая красавица».
Герцогиня Корнуольская Камилла, 2005 год
9 апреля 2005 года, после 35-летнего романа, наконец смогли связать себя узами официального брака принц Чарльз и герцогиня Корнуольская Камилла Паркер-Боулз. То, что они состояли в отношениях все время, пока Чарльз был женат на Диане, сегодня уже ни для кого не секрет. За это время Камилла также успела побывать замужем за бизнесменом Эндрю Паркером Боулзом. Для своей первой свадьбы в далекие 80-е герцогиня выбрала традиционный пышный белый наряд, но для этой церемонии невесте было необходимо что-то совершенно особенное. Стоило учесть сразу ряд параметров: королевский статус свадьбы, шаткое положение репутации их с Чарльзом альянса (своим нарядом Камилла не должна была привлечь еще больше критики тех, кто до сих пор считает ее виноватой в невзгодах Дианы), и конечно же нельзя было сбросить со счетов возраст невесты. В итоге 59 летняя Камилла вышла к алтарю в оливковом платье от Anne Valentine, деликатно декорированном золотой нитью. Речи о фате, разумеется, идти не могло, да и тиара могла показаться народу излишеством, поэтому стилисты посоветовали невесте необычную шляпку из перьев.
Кронпринцесса Швеции Виктория, 2010 год
Шведский мезальянс 2010 года долго муссировался в прессе. Ведь на этот раз не наследный принц пожелал жениться на девушке из народа, а кронпринцесса заявила всем, что полюбила своего персонального инструктора по фитнесу и выходит за него замуж. 19 июня 2010 года старшая дочь короля Швеции принцесса Виктория сочеталась браком с Даниэлем Вестлингом, которому был пожалован титул принца. Шить платье для церемонии невеста доверила проверенному человеку — шведскому модельеру Par Engsheden. Он и до этого частенько пополнял гардероб наследницы престола.
Платье выглядело подчеркнуто элегантно — тяжелый атлас, идеальный крой без лишних деталей и очень деликатный шлейф. На фоне этого наряда даже массивная тиара на голове Виктории не выглядела как перебор. Кстати, эта вещица — одна из главных реликвий шведской королевской семьи. Она украшена жемчугом семью камеями, каждая из которых изображает какое-то мифологическое существо. По слухам, в начале XIX века эту тиару подарил своей супруге Жозефине Наполеон Бонапарт, но волею судеб, сменив несколько владельцев, драгоценность попала в копилку правящей династии Швеции.
Принцесса Греческая и Датская Татьяна, 2010 год
Учитывая тот факт, что невеста греческого принца Николаоса до свадьбы трудилась в модном доме Дианы фон Фюрстенберг, от нее и нельзя было ожидать каких-то серьезных промахов с платьем. Для церемонии, которая прошла 25 августа 2010 года на греческом острове Спецесе, Татьяна Блатник выбрала модель платья от бренда Angel Sanchez. Наряд был сплошь кружевным — кружево покрывало атласный каркас платья, использовалось для пошива балеро и фаты. Прическа Татьяны была убрана тиарой, инкрустированной бриллиантами и жемчужинами. Эта вещица принадлежала ранее греческой королеве Анне-Марии.
Герцогиня Кембриджская Кэтрин, 2011 год
По накалу страстей и интересу таблоидов со свадьбой принцессы Дианы смогла сравниться разве что церемония бракосочетания ее сына принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Но надо сказать, что невеста не захотела копировать наряд Дианы. Скорее в ее образе можно найти больше отсылок к подвенечному платью Грейс Келли. Кейт отказалась от пышного кроя и не захотела щеголять с декольте. Создание своего платья герцогиня Кембриджская доверила модному дому Alexander McQueen, а проект лично курировала его креативный директор Сара Бертон. Дизайнеру удалось умело сочетать традиционные элементы королевских туалетов и актуальные тенденции современной моды.
Платье было сшито из атласа молочного цвета и отделано кружевом, изготовленным мастерами Королевской школы рукоделия. Элементы кружева изображали розу, чертополох, клевер и нарцисс — цветочные символы Англии. 29 апреля 2011 года, когда Кейт Миддлтон шла к алтарю, ни у кого не осталось сомнений, что ее туалет непременно войдет в историю моды как канонический наряду с платьем королевы Елизаветы II и принцессы Дианы.
Отдельно стоит упомянуть об украшениях, которые были на Кейт в этот день. На голове невесты красовалась одна из самых дорогих королевских тиар — «Нимб» от Cartier. Она инкрустирована 739 бриллиантами и 149 алмазами. Эту вещицу когда-то приобрел в подарок супруге, королеве Елизавете монарх Георг VI. Тиара впоследствии перешла ее дочери, королеве Елизавете II. Наследница престола получила ее на свое 18-летие.
Княгиня Монако Шарлен, 2011 год
1 июля 2011 года князь Монако Альбер женился на спортсменке, профессиональной пловчихе Шарлен Уиттсток. На гражданской регистрации невеста была в голубом костюме от Chanel. На следующий день, 2 июля, состоялось венчание супругов. Для этой церемонии невеста выбрала белоснежное платье от Giorgio Armani. На этот блистательный наряд у кутюрье ушло около 50 метров шелка, его украшали 40 тысяч кристаллов Swarovski, а также жемчуг и золотые нити. Шарлин выбрала силуэт по фигуре вместо пышного кринолина, но отказаться от традиционного королевского шлейфа не смогла — его длина составила 20 метров.
Принцесса Люксембургская Стефания, 2012 год
Графиня Стефания де Ланнуа 20 октября 2012 года стала женой наследного великого герцога Люксембурга Гийома. Для церемонии невеста выбрала платье от ливанского дизайнера Elie Saab. На пошив основного туалета невесты ушло 30 метров органзы и 20 метров тафты и тюля. Дополнительно для пышности юбки, которая состояла из 12 слоев, мастера израсходовали более 70 метров шелкового крепа. Отдельная история — кружево. Всего на платье ушло 50 метров кружевной ткани, причем она была разной — дизайнеры скомбинировали кружево шантильи и кале. Отличительная особенность платья — двойной шлейф. Нижний был двухметровым, а верхний тянулся аж на 4,5 метра. Помимо кружева платье украсило искусное шитье — бусины, кристаллы, серебряные и золотые нити. Только на одну вышивку у мастеров ушло 700 часов!
Принцесса Швеции Мадлен, 2013 год
Шведская принцесса Мадлен (младшая сестра кронпринцессы Виктории) 8 июля 2013 года вышла замуж за Кристофера О’Нила в платье от Valentino Garavani. Образ невесты взбудоражил модных критиков, которые посчитали, что наряд этот не просто достоин внимания, а вполне может претендовать на то, чтобы переплюнуть туалет самой иконы свадебной моды последних лет Кейт Миддлтон. Платье было изготовлено из шелка и органзы, поверх которых располагались кружевные белоснежные аппликации. Талия невесты была подчеркнута вертикальными складками шелковой ткани, а пышная юбка переходила в длинный шлейф. Голову невесты украсила роскошная королевская тиара c бриллиантами.
Принцесса Люксембургская Клэр, 2013 год
21 сентября 2013 года принц Феликс женился на простой девушке Клэр Ладемахер. Для церемонии венчания избранница наследника люксембургского престола выбрала платье от Elie Saab. Туалет был выполнен из белого кружева на телесной подкладке. Платье во многом напомнило наряд другой люксембургской принцессы — Стефании, которая выходила замуж годом ранее. Правда, вместо корсетного варианта с пышной юбкой, который выбрала ее недавняя предшественница, Клэр остановилась на силуэте «рыбка». А вот от традиционного шлейфа и эта принцесса отказаться не смогла, но, надо отдать должное Клэр, ее шлейф смотрелся весьма органично: он не был слишком уж длинным и не нарушал архитектуру образа. Прическа невесты была убрана тиарой с жемчугом, к которой крепилась фата.
Принцесса Бельгии Мария Элизабетта, 2014 год
5 июля 2014 года принц Амедео Бельгийский после семи лет отношений женился на Элизабетте Росбох фон Волькенштайн. Чтобы соблюсти все традиции королевских свадебных туалетов, невеста обратилась за помощью к модному дому Valentino. В день торжества на Элизабетте было белое платье с корсажем и не слишком пышной юбкой. Плечи и руки невесты закрывали рукава из нежной вуали, отороченной кружевом. Венчали образ традиционная фата и диадема.
Принцесса Швеции София, 2015 год
Еще одной конкуренткой герцогини Кембриджской в гонке за звание обладательницы самого шикарного свадебного туалета всех времен стала София Шведская. Супругой принца Швеции Карла Филиппа София Кристина Хелльквист стала 13 июня 2015 года. Бывшая модель, ставшая герцогиней Вермландской, выбрала для церемонии платье от местного дизайнера Ida Sjöstedt. Креповый шелк и органзу венчало ручное кружево, которое было изготовлено по индивидуальному заказу Хосе Марией Руисом. Диадема на голове невесты — подарок тестя короля Швеции Карла XVI Густава. Она инкрустирована бриллиантами и изумрудами.