В последнее время трендом стало избавление от старых вещей. Тема была актуальна давно, но настоящий бум в этой сфере устроила японская писательница Мари Кондо, которая в 2011-м году выпустила книгу «Магическая уборка». Ее работа стала бестселлером, а саму Мари Кондо назвали создателем уникального метода по наведению порядка в доме.
У метода Кондо появилось множество последователей и толкователей. Один из принципов, который стал популярной мантрой «борцов со всем старым», звучит так: «Выбрасывайте без жалости все, чем не пользуетесь больше двух лет». Стоит признать, что сама Мари Кондо к этому не призывала. Скорее, она говорила о том, что нужно выкинуть из дома все, что не приносит нам радости. Однако многие полагают — это лишь незначительные тонкости толкования «знаменитых принципов Кондо».
Почему же книга японской писательницы приобрела такую популярность? Этому есть, по меньшей мере, две причины.
Первая причина: все больше людей в Европе и Америке, где книга Мари особенно популярна, переселяются из просторных домов прошлых времен в крошечные городские квартиры, большую часть из которых жильцы снимают внаем. Маленький метраж и стесненные условия диктуют жизненную необходимость довольствоваться в быту малым. Не надо также забывать, что сама Мари Кондо — японка (читайте также: Почему женщины в Японии не делают дома уборку — ответ вас удивит).
Как известно, Япония традиционно считается страной минимализма, а многие японские квартиры по размеру напоминают купе вагона. Так что традиционная японская философия постоянных ограничений очень зашла новым европейско-американским аскетам.
Если хочется разобрать гардероб:
Вторая причина: подход Мари Кондо с невероятным энтузиазмом был встречен мировыми корпорациями, которые всеми силами стараются беспрестанно продавать людям миллионы товаров, большая часть которых обладает сомнительной нужностью. Для стимулирования продаж своей продукции корпорации используют самые разнообразные методы, например: рекламу, моду, шопоголизм, сокращение срока функционирования товаров через умышленное понижение их надежности и качества.
Как же книга Мари Кондо могла помочь мировым корпорациям в увеличении продаж? Оказывается, очень даже могла! Ведь книга призывает постоянно выкидывать все «старое» (или малоиспользуемое), тем самым освобождая квартиры людей для новых приобретений.
Возможно, сама Мари Кондо не думала об интересах мировых корпораций при написании книги, однако идеи японской писательницы привлекли внимание крупного бизнеса и… ее произведение неожиданно стало бестселлером, появилось на полках всех книжных магазинов мира, а сама методика Кондо получила мировую популярность.
Весь этот исследовательский экскурс был посвящен лишь одной идее: совершенно не факт, что правильно и нужно постоянно освобождать свой дом от «всего старого» и набивать его новыми покупками.
Дело в энергиях
Конечно, вещи относятся к миру неодушевленному. Они такими и останутся, если никогда не войдут в контакт с человеком. Однако, попав к нам в руки, они принимают тепло и даже запах рук. Эзотерики говорят: «Вещи наполняются энергией их носителей». Можно по-разному относится к такому утверждению, но, возможно, эзотерики не так уж и неправы (читайте также: Почему никогда нельзя отдавать старую одежду и обувь даже нуждающимся — ответ вас удивит).
Мы же прекрасно знаем, что на мировых аукционах некоторые «неодушевленные предметы», некогда принадлежавшие знаменитым личностям, продаются за баснословные деньги. Явно покупатели приобретают их не за функциональные качества, а ценят нечто совсем другое, что выходит за рамки чисто материального мира.
Некоторые вещи могут просто лежать у нас на чердаках, на антресолях или дальних полках: свитеры, в которых мы когда-то уютно сидели, обнявшись с родителями; кассеты и диски, которые слушали на первых свиданиях. Да, мы никогда больше не воспользуемся этими вещами по их прямому назначению, но они являются материальными хранителями наших эмоций и воспоминаний, с которыми мы вряд ли осознанно захотим расстаться.
Конечно, если площадь нашего жилья так мала, что с трудом находится место для электрочайника, мы точно не найдем уголок для потрепанного плюшевого мишки, с которым засыпали в пятилетнем возрасте. Только отсутствие свободного места не должно являться достаточным поводом отнести мишку на помойку.
Если мишке не найдется уголка в нашей крошечной квартирке, значит, он должен оказаться в каком-то другом месте, куда мы хотя бы изредка сможем заглянуть. Порой таким «секретным местом» становится родительский дом. По какой-то необъяснимой причине у родителей всегда найдутся местечки для наших сентиментальностей.
Генетическая память
Есть и еще один интересный исторический факт на тему хранения старых вещей. Дело в том, что до появления капитализма у людей было кардинально другое отношение и к деньгам, и к богатству, и к конкретным вещам. Все это ранее не рассматривалось как активы, которые «должны работать» и беспрестанно приносить прибыль.
Люди воспринимали имущество как часть своей личности и совершенно не спешили с ним расставаться. Этим, например, объясняется, что пираты прятали сундуки с сокровищами на необитаемых островах и не желали что-либо тратить. На размер сундуков вырастали личности обладателей богатств.
Видимо, какая-то генетическая память живет в нас еще с тех далеких времен, и мы, храня некоторые вещи, в том числе не хотим сокращать размер собственной личности.
У Мари Кондо — прекрасная методика, позволяющая идеально структурировать и разложить дома вещи, навести порядок. Однако, выкидывая все подряд, можно, как говорят, выплеснуть с водой младенца. А вот этого делать не следует.
В наведении порядка в гардеробе или дома, как и во многих других вопросах, имеет смысл в первую очередь прислушиваться к своим внутренним чувствам и ощущениям. Если какую-то вещь хочется выбросить — так тому и быть! А вот если внутренний голос говорит нам: «Не делай этого!» — стоит к нему прислушаться.
Причинный психолог