Секонд-хэнд
Фото
Legion Media/MASKOT

Секонд-хэнды существуют очень давно. Однако раньше отношение к таким магазинам было совсем другим: люди стыдились признаваться, что их гардеробы состоят из ношеных вещей. Шли годы, и ситуация кардинально изменилась — секонд-хэнд стал одним из самых быстрорастущих сегментов фэшн-индустрии, а в одежде с чужого плеча появляются не только поклонники стритстайла, но и мировые звезды.

Если вы до сих пор не понимаете, почему секонд-хэнды оказались настолько востребованными, мы поможем ответить на этот вопрос. Рассказываем, как вторичный рынок одежды обрел новую роль в мировой моде.

Краткий экскурс в историю

В 90-е секонд-хэнды ассоциировались с бедностью и низким уровнем жизни: если у человека не хватало денег на новую одежду, он отправлялся именно в секонд-хэнд. При этом важно отметить, что к винтажным вещам относились иначе — хозяева винтажных магазинов тщательно искали в секондах сокровища из старых коллекций, придавали им товарный вид и предлагали клиентам приобрести уникальные вещи. В магазинах винтажа можно было встретить известных дизайнеров, которые нередко черпали вдохновение именно в одежде из прошлого.

Многим до сих пор кажется, что высокая мода и секонд-хэнды — это несовместимые понятия. В свое время на разрушение подобных стереотипов серьезно повлиял бельгийский дизайнер Мартин Маржела, основатель французского дома моды Maison Margiela. Когда он создал собственный бренд, средств на закупки не хватало, поэтому Мартин решил воспользоваться ношеными вещами и старыми тканями — их находили на барахолках и в секондах. В результате вторичное использование старых вещей (апсайклинг) стало одной из ключевых особенностей бренда.

Свой вклад внесло и развитие интернета: люди начали покупать винтажные вещи на форумах и онлайн-аукционах. Одни искали винтажные сумки Chanel, а другие просто хотели сэкономить и приобрести кроссовки от известных брендов подешевле. 

Секонд-хэнд
Фото
Legion Media

Влияние звезд и дизайнеров

В 2010-х появились первые онлайн-платформы по продаже винтажных вещей, и их популярность растет с каждым годом. Сникерхеды ищут эксклюзивные модели кроссовок, а желающие создать уникальные аутфиты охотятся за вещами от люксовых брендов. Более того, подобные проекты привлекают не только модников, но и инвесторов: компания The RealReal, специализирующаяся на перепродаже одежды и аксессуаров, уже разместила акции на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Современные коллекции дизайнеров также вдохновлены повторным использованием вещей и тканей: Coach добавляли в образы предметы из прошлых сезонов, а Levi’s создали сайт, на котором все желающие могут приобрести винтажные джинсы. 

Сейчас секонд-хэнды почти окончательно утратили связь с уровнем дохода: в них одеваются не только зумеры, но и мировые селебрити. Вещи с чужого плеча можно увидеть на Вайноне Райдер, Джулии Робертс, Кейт Мосс и Меган Маркл — звездные красавицы выходят в свет в ношеной винтажной одежде и ни капли этого не стесняются. 

Но почему секонд-хэнды стали настолько востребованными?

Причин у такой популярности несколько. Если мы говорим о вещах от именитых дизайнеров, цена действительно может иметь значение. Молодая аудитория не всегда готова платить огромные суммы за стильное новое пальто или платье от люксового бренда, зато они с легкостью приобретают ношеные модели и грамотно включают их в свои образы. Но это далеко не главная мотивация потребителей.

Возможность составить неповторимые образы

Когда вы покупаете рубашку или брюки в масс-маркете, вы должны быть готовы к неоднократным встречам с девушками в таких вещах. Секонд-хэнды предоставляют великолепную возможность выглядеть уникально, причем как звездам, так и обычным подросткам: многие находят стильный тренч или пальто, свитер необычного кроя или худи из 80-х и создают оригинальные аутфиты, выделяющие из толпы.

Селебрити сотрудничают с закупщиками винтажа и гордо носят винтажный Louis Vuitton, Céline или Raf Simons. Конечно, у звезд другая мотивация: они хотят выйти в свет в вещах, которые трудно отыскать даже у коллекционеров. Такой подход — гарантия сногсшибательных образов.

Секонд-хэнд
Фото
Legion Media/Viennareport

Забота об экологии

Когда мы говорим о секонд-хэндах, нельзя не упомянуть влияние фэшн-индустрии на окружающую среду. Быстрая мода наносит огромный вред экологии: производство вещей генерирует около 10% мировых выбросов углекислого газа, а некоторые бренды просто уничтожают нераспроданные модели. Иногда вещи от именитых дизайнеров можно обнаружить в мусорном баке: в прошлом году издание Business Insider сообщило, что жительница Колорадо нашла возле помойки более сотни бюстгальтеров Victoria’s Secret — их просто выбросили сотрудники после закрытия магазина.

Повторное использование вещей — отличный способ улучшить экологическую ситуацию. Когда вы покупаете ношеную вещь, а не отправляетесь в масс-маркет за моделью из очередной новой коллекции, негативное воздействие сокращается. 

Конечно, даже сегодня далеко не все готовы отправляться на шоппинг в секонд-хэнды. Однако отношение к вещам с чужого плеча продолжает меняться в лучшую сторону, и это огромная радость для всех поклонников осознанного потребления.