Ведущий эксперт по fashion retail в России, сооснователь OFFPRICE
Понятие «осознанности» в том формате, в котором мы привыкли воспринимать его сегодня, пришло в мир из США. Mindfulness — отдельная концепция западной психологии. Около тридцати лет назад ее основоположник, биолог, профессор медицины Массачусетского университета Джон Кабат-Зинн, взял за основу буддистскую медитацию, переработал, полностью убрав религиозный контекст, и превратил в медицинскую практику. Mindfulness, как и медитация, тренирует внимательность и ум, учит раскрывать себя и концентрироваться на настоящем моменте.
Долгое время mindfulness использовался как прикладной медицинский инструмент — способ не лечения, но помощи человеку для того, чтобы лучше понимать себя, свой внутренний мир, процессы сознания. Но, спустя годы, в практику оказались вовлечены люди, продвигающие «осознанность», но знающие ее суть очень поверхностно. Понятие «Mindfulness» превратилось в мейнстрим. Стало доходить до абсурдного: «осознанное вождение», «осознанное выгуливание собаки», чуть ли не «осознанное мытье полов». Подобной «осознанности» стало так много, что появился термин «McMindfulness». Он означает получение коммерческой выгоды от использования данного принципа с одновременной потерей понимания его сути.
Необходимо вернуться к истокам: осознанность учит как узнать себя, как задавать себе грамотные вопросы, целенаправленно управлять привычками, балансом между работой и отдыхом. Очень важно, что осознанность не должна быть способом ухода в себя, фиксации только на себе и своих чувствах. Необходимо всегда помнить, что человек — существо социальное, и что наши поступки отражаются на других людях.
К примеру, возьмем одежду. Осознанность в том, как мы одеваемся, не менее важна, чем осознанность в еде и образе жизни.
Осознанная мода учит: познай себя и целенаправленно формируй свой гардероб, исходя из целей в жизни, задач в конкретный день и с учетом контекста окружения. Это не набор лайфхаков, а процесс формирования привычки одеваться так, чтобы чувствовать уверенность в себе и комфорт, чтобы восприниматься окружающими в соответствии со своими жизненными целями. Это не ломка себя или борьба с собой, а именно постепенное и методичное приучение себя к определенным действиям и мышлению, которые сформируют того человека, каким мы хотим видеть себя в будущем. Одежда в этом деле — отличный помощник: наш наряд — это проекция нашего мироощущения и рассказ о себе окружающим.
Покупка вещей с пониманием этого дают пользу не только отдельному человеку, но и помогают экологии: лучший способ быть «зелёным» — носить то, что покупаешь, не захламлять гардероб ненужными вещами и не выбрасывать на помойку предметы одежды, которые нам не подходят. Таким образом, настоящая осознанность социальна от природы.