Красный цвет — самый древний в истории. Он многогранен и играет важную роль в мировой культуре и религии. И если раньше красный был символом и адского пламени, и божественной любви, то сейчас он стал более обиходным. Мы встречаем его повсюду — на улицах, в интерьере и одежде. Рассказываем, почему красный так тесно связан с мистикой и как это отразилось на современном искусстве.
История красного цвета
У красного цвета нет одной устоявшейся ассоции, более того — зачастую его значения в разном контексте даже противоречили друг другу. Так, в Древнем Риме он считался цветом бога войны Марса, вместе с тем он устойчиво ассоциировался с любовью, страстью и проявлением чувств. Также красный был и символом зарождения жизни из-за ассоциации с рассветом как окончанием темной ночи.
Позже он стал обрастать новыми значениями и стал едва ли не доминирующим цветом в культуре многих стран. В царской России он стал символом власти и державности, но еще прочно вошел в язык в значении чего-то красивого и не нес прямой отсылки к цвету — «красна девица», «лето красное». Красная площадь, к примеру, называлась так тоже не из-за цвета, а из-за красивых зданий вокруг. В европейских странах красный использовался в одеждах монархов и до реформации был одним из основных цветов католической церкви.
Провокационным красный цвет стал уже в период реформации, когда церковь в Англии решила объявить своего рода войну красному как чему-то вызывающему. Со временем красный ушел из повседневного и приобрел более символическое значение. В той же Европе ярко-красный стал ассоциироваться с адом, позже — с протестом и революцией. Красные детали в русских иконах олицетворяли животворную энергию, а фон — торжество вечной жизни.
Для акцентов в образе:
В Библии красный цвет символизирует, прежде всего, кровавую жертву, смерть и греховность. Наравне с черным цветом, он противопоставлен белому — чистому и праведному (читайте также: 25 самых красивых белых платьев всех времен — от Монро до Хейли Бибер). Католический красный стал метафорой насилия и мученичества, возмездия и зла. Даже сейчас кардиналы носят свои яркие одеяния в дни мучеников.
Уже в советские годы красный в России политизировали, и он оброс идеологическими ассоциациями, а в Европе тогда же появился термин «Красная угроза».
Связь с нечистью
Как мы уже говорили, красный был связан с нечистью из-за католического христианства. Красный стал вторым по значимости цветом при изображении дьявола. В искусстве дьявола часто изображают с огненно-красной бородой или же в красной одежде. Это связано с тем, что он олицетворяет всепоглощающее адское пламя и кровь, используемую в ритуалах и жертвоприношениях.
Вслед за Владыкой преисподней красным цветом наделили и других мистических персонажей. В преданиях славян встречается злой дух, красный огненный змей, приобретающий человеческий облик. Большинство персонажей также наделены огненными глазами. Это соотносится с огненной сущностью демонов и их происхождения. Кровавые глаза также один из признаков, выдающих чаровниц, ведьм и вампиров (читайте также: 7 легендарных красавиц, которых провозглашали ведьмами).
В культуре также появился образ рогатого черта с красными глазами и кожей, копытами вместо ног и длинным голым хвостом. Он стал прототипом персонажа Хеллбоя, родившегося в аду и отправленного на Землю.
Досталось и кровавой луне, которая является редким астрономическим явлением. С древних времен обагренную луну считают вестником несчастий. В христианстве затмение ассоциируется с гневом Бога и распятием Христа.
Красный в одежде
В повседневной жизни красный редко ассоциируется с демонами. Зато в искусстве красная одежда часто используется, чтобы выделить персонажа и наделить его характерными цвету чертами. Красный несет в себе и положительные качества — лидерство, упорство, энергичность, и отрицательные — жестокость, разрушение, упрямство. Зачастую они удачно комбинируются при создании антагонистов.
Все помнят образ Джокера в исполнении Хоакина Феникса. Полностью отдавшись отчаянию и безумию, герой облачается в ярко-красный цвет. С этого момента он больше не позволит никому помыкать собой, не потерпит унижений, но начнет ужасающий путь разрушений и мести.
Один из симбиотов Человека-паука — Карнаж. Он представлен в виде существа кроваво-красного цвета. Карнаж славится особой жестокостью, что отражается в его имени: в переводе с английского Резня. Даже злодей Капитан Крюк из мультика «Питер Пэн» носил красный плащ и шляпу в тон.
Один из последних примеров использования красного цвета в российском кино — комедийное переосмысление булгаковских мотивов в сериале Кинопоиска «Конец света». Владыка, прообразом которого стал Воланд из романа «Мастер и Маргарита», в отличие от героя книги носит не серый костюм, а ярко-красное пальто.
Таким образом создатели гротескно подчеркнули «демоничность» героя даже в рамках комедийного жанра. В сериале Князь тьмы прогуливается по Патриаршим прудам в удлиненном красном пальто, размышляя о том, как помириться с сыном и скорее начать долгожданный апокалипсис.
Сейчас красный — это акцентный цвет, который способен сделать образ ярче.