«Постоянство памяти» Сальвадора Дали | Источник: Социальные сети
Фото

Социальные сети

Как вы думаете, зачем взрослый человек залезал на муравейники и обкладывался мертвыми ежами? У Сальвадора Дали на это был ответ — это называлось паранойяльно-критическим методом, художественной технологией. Он сознательно расшатывал собственную психику, доводил себя до предельных состояний, чтобы войти в пограничное пространство — между страхом и воображением, бредом и откровением. Там, по его убеждению, обитали настоящие образы.

Картина «Постоянство памяти» родилась именно из такого опыта. В жаркий летний день, страдая от мигрени, Дали остался один, отказываясь идти в кино с друзьями. Он сидел за столом, наблюдая, как подтаивает сыр камамбер, и вдруг увидел то, что позже назовет «мягким, экстравагантным камамбером пространства и времени». Он схватил кисти и побежал к холсту, а через два часа уже стоял перед завершенным полотном — небольшим по формату, но необъяснимо притягательным по эффекту.

Что же в этой крошечной картине, написанной на жаре за пару часов, такого особенного, что заставляет нас снова и снова обращаться к ней как к вечной метафоре, к визуальному коду? Почему именно этот пейзаж с расплывающимися часами, безмолвным морем и спящей плотью стал не просто символом сюрреализма, а метафорой целого века? Говорим сегодня об этом с искусствоведом и культурологом, создателем сети арт-пространств Casa Picassa Ксенией Альтенталлер.

«Постоянство памяти» — это не просто загадка, у которой есть определенный смысл, не философская притча. У нее нет четкой задумки. Это картина-сон, наполненная образами, которые не поддаются однозначной трактовке. Сам художник предпочитал не расставлять акценты, утверждая:

«Я и сам не всегда понимаю, что означают мои картины. Но это не значит, что они лишены смысла».

Напротив — смысл в них есть, просто он не подчиняется логике; он находится на уровне ощущений, догадок и предчувствий. Тем не менее, за мнимой простотой картины скрывается сложная система визуальных образов. Каждый элемент — от часов до мухи — несет в себе целый пласт смыслов: культурных, философских, личных. Их невозможно свести к единственной трактовке, но именно в этом и кроется сила произведения.

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали | Источник: Shutterstock AI/Fotodom.ru
Фото

Shutterstock AI/Fotodom.ru

1. Мягкие часы: субъективность времени и природа восприятия

Расплавленные часы — центральный образ картины и, возможно, самый узнаваемый символ всего творчества Дали. Их часто связывают с теорией относительности Эйнштейна, в которой время рассматривается как гибкая величина, зависящая от наблюдателя. Однако сам художник отвергал эту версию. В своей автобиографии он рассказывал историю создания этой картины. Дали писал, что идея пришла к нему вовсе не из науки, а из простой жизненной сцены: «Мы ели очень вкусный сыр, и я остался один, размышляя о том, насколько „супермягок“ камамбер. Потом я увидел решение: часы, жалобно свисающие с ветки».

На полотне изображены три мягких циферблата. Один лежит на сухой ветке — его принято трактовать как прошлое. Второй стекает с края прямоугольного блока, символизирующего настоящее. Третий укрывает аморфную голову, читаемую как образ личного будущего. Вместе они иллюстрируют нелинейное течение времени, где прошлое, настоящее и будущее могут сосуществовать одновременно — сжиматься, растягиваться или исчезать вовсе. Таким образом, часы у Дали — это не предмет, а материя (читайте также: Тест: выберите картину Дали, а мы назовем психическое расстройство, к которому вы склонны). Он показывает не то, как устроено время, а то, как оно ощущается.

2. Аморфная голова

В центре композиции — расплывшаяся форма с ресницами, носом и полуоткрытым ртом. На первый взгляд — нечто аморфное, но на самом деле это спящий автопортрет самого Дали. Подобный образ встречается и в других его работах, в частности, в «Великом мастурбаторе», где художник исследует свое бессознательное через деформированное, почти эмбриональное тело.

Дали интерпретировал сон как нечто пограничное между жизнью и смертью: «Сон — это и есть смерть (читайте также: Как побороть страх смерти — советы от психолога). Или, по крайней мере, исключение из реальности». В этом контексте фигура на картине — не столько портрет, сколько метафора состояния: потеря формы, отказ от контроля, психологическая раздетость.

Голова лежит на темной земле, придавленная мягкими часами, создавая эффект беззащитности перед временем, которое давит. Этот образ часто трактуют как выражение внутренней уязвимости художника и признание зависимости от внешнего мира, и в первую очередь — от Галы, которую он называл «раковиной для моей устричной мякоти».

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали | Источник: Victoria OM/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

Victoria OM/Shutterstock/Fotodom.ru

3. Твердые часы и муравьи: время, обреченное на распад

В левом нижнем углу картины — единственные часы, сохранившие твердую форму. Они не случайно обращены циферблатом вниз. Это что-то отвергнутое, безжизненное, снедаемое муравьями. Муравьи у Дали — это излюбленный мотив, который он использовал на протяжении всей жизни как знак гниения и тления.

По признанию самого художника, символика муравьев восходит к детскому впечатлению: в раннем возрасте он увидел умирающую летучую мышь, облепленную насекомыми. Этот образ стал для него визуальной формулой разложения, смерти и скрытого разрушения. С тех пор муравьи в его работах означали не просто биологическую смерть, а распад любой структуры — в том числе времени, памяти и рациональности.

Жесткие часы, в отличие от мягких, принято трактовать как символ объективного, измеряемого времени — того, которое движется линейно, по законам физики и календаря. Но в системе координат Дали это время нежизнеспособно. Оно отвергнуто, поедаемо и обречено.

4. Муха как источник вдохновения

На золотистых часах, расположенных на прямоугольном камне в центре композиции, сидит еле заметная муха. В контексте картины этот образ легко упустить, но в системе символов Дали он имеет определенную ценность. В «Дневнике одного гения» художник называл мух «супер жизнерадостными», словно одетыми в серые костюмчики Баленсиага, «феями Средиземноморья», и утверждал, что именно они вдохновляли древнегреческих философов, проводивших дни под солнцем, покрытые этими назойливыми существами (читайте также: Причуды гения: 15 безумных фактов о Сальвадоре Дали).

В этом смысле муха становится неожиданным символом вдохновения, которое приходит в виде раздражающего, настойчивого насекомого. Ее присутствие можно рассматривать как творческий импульс — спонтанный, нелогичный, противоречивый. Обратите внимание на тень, которую отбрасывает муха на поверхность часов: ее силуэт необычен, почти человеческий — словно намек на то, что вдохновение способно превратить даже муху в человека.

«Постоянство памяти» Сальвадора Дали | Источник: kumachenkova/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото

kumachenkova/Shutterstock/Fotodom.ru

5. Сухое дерево: символ утраченной опоры

На верхнем крае каменного блока возвышается сухое, обрубленное дерево — без листвы и признаков жизни. Его форма напоминает оливу, символ античной мудрости и философии. У Дали дерево лишено плодов и силы — это не источник, а культурный реликт, пережиток прошлого.

Время, плавящееся на ветке, висит на мертвой конструкции; оно не находит в ней живой поддержки. Дали словно подчеркивает то, что некогда было опорой и фундаментом, сегодня уже мертво и не имеет смысла.

Таким образом, сухое дерево становится метафорой утраты культурного фундамента, символом утраты ориентиров. В этой метафоре соединяются личное ощущение художника — его интеллектуальная и эмоциональная изоляция — и более широкий смысл: осознание смерти старой системы ценностей.

«Постоянство памяти» не дает конкретных ответов и не требует расшифровки. В этом и кроется главный парадокс картины Дали. Созданная за два часа, спустя десятилетия она все еще остается актуальной, потому что визуализирует не просто идею, а в первую очередь отражает состояние — ощущение нестабильности, утраты опоры и распада привычного порядка.

Она работает как зеркало: показывает, что происходит, когда время перестает быть линейным, а реальность — предсказуемой. И в этом смысле она остается удивительно современной сейчас — в эпоху, когда скорость, перегрузка и внутренняя пустота стали нашей ежедневной нормой.

Ксениия Альтенталлер

Искусствовед, культуролог, автор и ведущая арт-блога Provocative Art

Личный сайт