Судьба Татьяны Самойловой — это наглядный пример того, как часто талант, красота становятся жертвой различных козней, человеческой зависти и непонимания.
Татьяна родилась в необычной семье. Если мама была простым инженером, то отец — Евгений Самойлов считался одним из лучших театральных актеров. Поначалу девочка серьезно занималась балетом и, по мнению Майи Плисецкой, имела все задатки, чтобы в будущем выступать на сцене Большого театра. Однако Татьяна выбрала иной творческий путь: ее больше привлекало актерское искусство, к которому она, по примеру знаменитого отца, втайне душой и сердцем тянулась еще с детства.
Татьяна поступает в Щукинское театральное училище и не проходит двух лет, как она дебютирует в фильме «Мексиканец». Изящная брюнетка с необыкновенными глазами была так хороша, что нельзя было не восхищаться этой девушкой. Ее красота, далекая от советских привычных стандартов, привлекала многих мужчин.
От Татьяны Самойловой исходила некая тайна, притягивающая к себе, которая, видимо, покорила известного режиссера Михаила Калатозова (читайте также: Замужем за режиссером: 10 актрис в фильмах своих мужей). И он, не колеблясь, предложил ей главную роль в своем легендарном фильме «Летят журавли». Образ Вероники, сыгранный Татьяной Самойловой на экране, потряс советских и западных зрителей.
Но Никита Хрущев, считавшийся большим знатоком искусства, подвергнет критике работу актрисы. Дескать, экранная Вероника никоим образом не соответствует моральному облику советской девушки. Пожалуй, с его нелегкой руки в будущем чиновники Госкино начнут рушить блестящую творческую карьеру Татьяны Самойловой.
А пока она наслаждается славой, которая обрушилась на ее плечи после того, как в Каннах в 1958 году фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь». А самой Татьяне вручили премию «Апельсиновое дерево» за лучшую женскую роль.
Великий Пабло Пикассо был восхищен красотой и талантом советской актрисы. Многие западные критики прочили ей успех и в Голливуде, справедливо полагая, что она займет там достойное место (читайте также: Они могли бы жить на Манхэттене: 10 советских актрис, которым светил Голливуд). Казалось бы, после столь оглушительного успеха для молодой талантливой актрисы откроют двери многие отечественные студии, и режиссеры наперебой будут приглашать ее в свои фильмы.
Странно, но этого не произойдет. Наоборот, в творческой карьере Татьяны Самойловой наступит определенный перерыв. Должно быть, актриса просто устала от бремени славы и решила отдохнуть. Правда, затем последуют несколько фильмов с ее участием, в которых она вновь блеснет своим обаянием и умением глубоко и ярко сыграть экранные образы.
Знаменитый итальянский режиссер Джузеппе де Сантис, впечатленный талантом советской актрисы, даст ей небольшую роль в военной драме «Они шли на Восток». И после выхода фильма признается, что Татьяна Самойлова превзошла своей игрой саму Софи Лорен — признанную звезду мирового кино. Татьяна Самойлова, образно говоря, въедет в белокаменную столицу на собственном «Опеле». Приличный гонорар, полученный за участие в картине, позволит ей, как красивой и уверенной в себе женщине, купить роскошный автомобиль.
И, пожалуй, лебединой песнью в творчестве советской красавицы станет картина Александра Зархи «Анна Каренина». Здесь она предстала во всем великолепии своего таланта и, по нашему мнению, до сих пор никто из актрис не мог так глубоко, проникновенно сыграть толстовскую героиню. К сожалению, это была одна из последних ее ролей, которой восхищались миллионы зрителей. Татьяна Самойлова вскоре почувствует жгучую зависть некоторых коллег по искусству, которые не побрезгуют очернить ее имя невероятными слухами.
Тихую травлю начнут и чиновники от советской культуры. Используя свое влияние, они добьются того, что никто из режиссеров не осмелится предлагать новые роли прославленной актрисе. Видимо, злополучный «Опель» многим тогда застил глаза, и, чтобы досадить Татьяне Самойловой, ее решили негласно отлучить от кино.
Она была обречена на одиночество в творчестве. Впрочем, как и в личной жизни. Брак с Василием Лановым, который многим поначалу казался идеальным (одна из самых красивых пар Советского Союза!), был неудачным. Встреча с писателем Валерием Осиповым, по ее признанию, положила начало большой и романтической любви. Это был единственный мужчиной в ее жизни, которому она полностью доверяла и которого очень любила. Однако и второй брак привел к разрыву отношений.
Как любая женщина, Татьяна Самойлова хотела завести детей. Поэтому она была очень счастлива (после многих неудачных попыток), когда забеременела. Это случилось тогда, когда она вышла замуж за режиссера Эдуарда Мошковича. Рождение сына Дмитрия окрылило ее, она уже представляла себе счастливое будущее с внуками и радостными заботами. Но судьба распорядилась иначе. Семейная жизнь с Мошковичем не заладилась: он был слишком требовательным и хотел все заботы о быте переложить на плечи жены. Самойлова с заметным облегчением развелась с ним, надеясь, что сын навсегда останется с ней. Но Дмитрий, выучившись на врача, эмигрирует в США. Там он осядет, заведет семью и, естественно, не будет иметь возможность видеться с родной матерью.
Одиночество, забвение, отрешенность от мира теперь станут для некогда прославленной актрисы постоянным уделом. Татьяна Самойлов уйдет из жизни 4 мая 2014 года в день своего 80-летия. И в память о ней останется отпечаток ладони, оставленный в Каннах на набережной Круазет. Этой чести будет удостоена только Татьяна Самойлова, о которой Пабло Пикассо когда-то сказал: «В глазах этой русской богини можно утонуть».