Что нужно принять во внимание?
Интерес и мотивация
Память работает выборочно и предпочитает то, что ее интересует. Как отмечает Н. Ф. Шахматов (ученый-психиатр, доктор медицинских наук, профессор) в своей работе «Психическое старение», в любой интеллектуальной деятельности, как и в процессах запоминания, одну из ключевых ролей играет понимание человеком смысла и необходимости своих действий, другими словами, мотивация.
Развивая способность к наблюдению и концентрации внимания с помощью эмоций, мы лучше запомним то, что нам нужно.
Решение логических задач, изучение иностранных языков, игра на музыкальных инструментах и многое другое — все это заставляет «мозг работать», то есть вспоминать, запоминать, думать. Когда вы обрабатываете большой объем информации, которая интересна вам, это полезно для памяти.
Физическая активность
О. В. Краснова (кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского педагогического государственного университета, главный редактор журнала «Психология зрелости и старения») в работе «Виды и методы исследований в психологии старения» подчеркивает значение физической активности в превенции нарушений памяти.
Когда мозг переключается с одного вида деятельности на другой, это полезно для его работы (читайте также: Люди с этими чертами характера склонны к ранней деменции — проверьте себя и близких).
Анализируя современные исследования по диагностике и коррекции отклонений в работе памяти в пожилом возрасте, можно отметить следующие упражнения для улучшения памяти.
Наблюдайте, а не смотрите. Это означает, что надо концентрироваться не только на главном объекте, обращайте внимание цвета, звуки, запахи, фон вокруг. Полезно также запоминать это и описывать для себя, подбирать описания. Например, можно запомнить дорогу до дома, все вывески, магазины, дома, деревья
Вспоминайте прошедшие события. Можно в конце недели вспоминать все приятные события максимально подробно. Причем лучше делать сначала в хронологическом, а потом обратном порядке
Учите наизусть. Списки дел, покупок, иностранных слов, стихи и прозу. Но зубрить не нужно. Важно осмысливать текст, придумывать яркие образы и ассоциации. И не спешите, учить можно и постепенно
Больше читайте и пересказывайте прочитанное. При чтении работает зрительная и моторная память, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Однако для тренировки памяти важно именно пересказывать, вспоминать. Например, характеры героев, привычки, сюжет, детали (читайте также: Сколько живут люди после инсульта и от чего это зависит).
Придумывайте историю. К любому делу можно подойти творчески. Даже запоминанию списка дел. Вы можете сочинить целую историю, сказку. Это не исключительно «детское творчество, этот метод хорош в любом возрасте.
Не нужно забывать, что в пожилом возрасте, кроме тренировки памяти, чрезвычайно важны условия, в которых находится человек. Это общение и социальная активность, режим дня и качественный полноценный сон, сбалансированная диета.
Эксперт:
врач-невролог клиник «Атлас»