В современном мире мы относимся к нашим прическам куда проще, чем несколько веков назад, и не боимся ножниц. Хотя, может быть, зря? Ведь находятся люди, готовые платить за пряди выдающихся личностей огромные деньги, веря, что они несут в себе дух человека.

О том, какие силы таят в себе волосы, зачем из них делали кольца, кулоны и картины, в своей книге «Волосы. Всемирная история» рассказал профессор Курт Стенн. Он изучает волосы уже более 30 лет! Редакция Wday.ru публикует отрывок из книги ученого.

Почему раньше волосы не стригли, приметы про волосы на голове
Фото
Yuri_Arcurs / E+ / Getty Images

Мифы и легенды

25 октября 2007 года аукционная галерея «Наследие» в Далласе продала прядь черных волос, срезанную с головы Че Гевары. Участник аукциона Билл Батлер, торговец книгами, заплатил за реликвию невероятную цену — $119500 (8,8 млн рублей). Батлер сказал, что ему хотелось добавить частичку революционного лидера к своей коллекции сувениров 1960-х годов. В том же году, только чуть раньше, этот аукционный дом продал прядь волос президента Авраама Линкольна за $11095 (818 тысяч рублей) и прядь волос генерала-конфедерата Джеба Стюарта за 44812 (3,3 млн рублей).

Волосы знаменитых людей ценятся дорого. Но почему? Для коллекционеров волосы несут в себе дух человека, которому они принадлежали. Получив в свое распоряжение эти пряди, коллекционеры обретают частичку этого человека. Во многих культурах как в прошлом, так и в настоящем считается, что волосы таят в себе жизненную силу их обладателя.

В мифологии и культуре есть упоминания о духах, которые живут в волосах, соединенных с телом или отделенных от него. К примеру, в греческой мифологии Мнемозина, мать девяти муз, хранила воспоминания в своих очень длинных волосах. В Библии сила Самсона заключалась не в мышцах, а в волосах, поэтому, когда любовница отрезала их, он потерял всю силу и обрел ее вновь только после того, как отросли волосы.

Во многих культурах как в прошлом, так и в настоящем считается, что волосы таят в себе жизненную силу их обладателя. В японской традиции сила борца сумо находится в его волосах. В знак окончания его спортивной карьеры во время церемонии ухода из этого спорта сумоисту отрезают волосы.

народные приметы про волосы, осталась прядь волос примета, примета с распущенными волосами, почему нельзя выбрасывать волосы
Фото
Kharchenko_irina7 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Многие верили, что сущность человека связана с его волосами. Было широко распространено убеждение, что любое повреждение волос, даже срезанных, может причинить вред телу. Именно поэтому представители западноафриканской народности йоруба защищают свои срезанные волосы, чтобы обитающий в них дух не попал под влияние злодея, который сможет его эксплуатировать.

В фольклоре многих народов есть истории о колдунах или колдуньях, которые наносили любовный отвар на волосы, чтобы обольстить человека. Волосы также приносили в жертву богам. Японские женщины отдавали пряди своих волос в храм, чтобы их возлюбленные вернулись домой невредимыми, а современные индийские женщины отдают свои волосы в храм, чтобы искупить грехи.

Прядь умершего в качестве украшения

Люди с давних времен хранили волосы как сувенир или религиозную реликвию, но особенно популярной эта традиция стала во времена гражданской войны в Англии после казни короля Карла I. Люди, поддерживавшие короля, носили пряди волос казненного монарха в украшениях в знак траура и как декларацию своих политических пристрастий. Вскоре традиция распространилась по всему королевству, и многие начали носить подобные украшения в знак траура по умершим любимым людям.

Эти украшения — memento mori (латинское выражение, означающее «помни о смерти») — обычно представляли собой золотой медальон на черной бархатной ленте. Медальон имел форму одного из символов смерти. К примеру, это мог быть гроб, скелет, песочные часы или заступ могильщика. В центре медальона было выгравировано имя усопшего. Внутрь медальона помещали прядь волос.

сжигать волосы приметы, волосы на голове шевелятся приметы, сжечь волосы на удачу, куда выбрасывать волосы
Фото
LiudmylaSupynska / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Одной из самых знаменитых сторонниц традиции memento mori была английская королева Виктория. Она была счастлива в браке, что весьма необычно для монархов. Ее супруг, принц-консорт Альберт, герцог Саксен-Кобург-Готский, был хорошо образован. Новатор, прогрессивный ученый, он был незаменимым советником королевы. Когда он умер в 1861 году, Виктория погрузилась в долгий и глубокий траур. Хотя она так и не смогла полностью оправиться от потери, королева нашла некоторое утешение, сохранив пряди волос Альберта, которые носила в медальонах, подвесках и кольцах.

Возможно, вдохновленные примером королевы Виктории американские женщины в XIX веке ценили духовные свойства волос. Они использовали срезанные пряди волос как символ дружбы, любви, траура и семейных уз. Волосы любимых оставались все время с ними в повседневной жизни благодаря украшениям. Пряди волос помещали в рамку под стекло и вешали на стену, а также хранили в альбомах на письменном столе или на полке.

Марта Вашингтон, большая любительница подобных украшений, срезала пряди волос у гостей и помещала их в медальон или под стекло. У Эбигейл Адамс, жены второго президента США Джона Адамса, была брошь и булавка, в которой хранились ее собственные волосы, волосы мужа и сына, Джона Квинси Адамса, шестого президента США. Поэт Викторианской эпохи Роберт Браунинг носил золотое кольцо с переплетенными прядями волос его самого и его жены. На кольце была выгравирована надпись «Ба» и слова «Благослови тебя Бог, 29 июня 1861». В этот день умерла его жена Элизабет Баррет Браунинг.

Обмен волосами иногда мог означать предложение о замужестве
Тайны древности: почему волосы боялись обрезать и хранили пряди у сердца
Марта Вашингтон
Фото
Science History Images / Alamy
Тайны древности: почему волосы боялись обрезать и хранили пряди у сердца
Эбигейл Адамс
Фото
Science History Images / Alamy

Но пряди волос издавна символизировали нечто большее, чем просто дружбу, семейные связи или траур. Обмен волосами имел особое значение в романтических отношениях. В некоторых случаях, когда застенчивый молодой человек просил у девушки прядь волос, это было начало предложения о замужестве. Но некоторые ловеласы, у которых и в мыслях не было жениться, хранили пряди волос как символы своих побед.

Женщины использовали волосы как инструмент обольщения. Леди Каролина Лэм афишировала свою то пылающую, то затухающую связь с лордом Байроном, послав ему прядь своих лобковых волос в золотом медальоне с миниатюрным портретом Байрона. История не сохранила сведений о том, что он сделал с этим подарком, но мы знаем, что вскоре после этого Байрон прекратил отношения с Каролиной.

Пока отношения развивались, мужчина или женщина с гордостью хранили волосы друг друга. Но как только страсти утихали, подаренные волосы приобретали другой аспект. Вспомните стихотворение «Погребение», написанное в 1633 году британским поэтом Джоном Донном. В этом стихотворении отвергнутый возлюбленный просит тех, кто будет готовить его тело к похоронам, не задавать ненужных вопросов и не трогать талисман из пряди волос, надетый на его руку. Эта прядь волос была подарена женщиной, которая теперь его отвергает. В последней строчке герой мрачно добавляет: «Ты не спасла меня, / За это часть тебя я погребаю». Для отвергнутого влюбленного эти волосы больше, чем символ его любви. Это реальная часть женщины, и он мстит ей.

Чтобы создать такие сувениры, люди чаще всего брали прядь волос (свою, умершего или живого человека, к которому они питали особую привязанность), опускали в кипяток, высушивали, а затем придавали ей форму или искусно завязывали. В некоторых случаях волосы превращали в порошок, смешивали с клеем и использовали как краску для модных орнаментов. Пряди волос вкладывали в письма и альбомы, создавая сложные композиции, добавляя выражение своей любви в форме стихов, эссе и рисунков.

Использование волос в качестве сувенира начиналось как ничего не стоящий жест, который мог позволить себе любой человек. Но в конце концов это искусство стало уделом представительниц среднего класса, у которых было свободное время, чтобы развивать эти навыки, и близкие подруги, с которыми можно было поделиться этим искусством.

Тайны древности: почему волосы боялись обрезать и хранили пряди у сердца
Фото
Kharchenko_irina7 / iStock / Getty Images Plus / Getty Images

Волосы как вид искусства

В середине XIX века спрос на поделки из волос разросся до такой степени, что многие женщины обратились за помощью к художникам. Появление в этой области профессионалов привело к тому, что это искусство стало более доступным, а послания стали менее личными и более коммерческими. Но дешевле подобные сувениры не стали. Тем, кто покупал профессионально сделанные украшения из волос, удовольствие обходилось дорого.

В номере журнала Godey’s Magazine and Lady’s Book за 1855 год можно увидеть рекламу траурных ожерелий по цене от 4 до 7 долларов за штуку. И это в то время, когда средний показатель личного богатства на душу населения в США был чуть больше 300 долларов. К концу XIX века интерес к украшениям из волос угас, частично из-за того, что у женщин появились другие возможности для выражения чувств, и частично из-за появления фотографии — нового способа сохранить свое изображение. К началу XX века memento mori совершенно вышли из моды, их считали мрачными, сентиментальными и просто-напросто старомодными.

Самая большая коллекция украшений из волос этого периода находится в городе Индепенденс, штат Миссури, в простом одноэтажном кирпичном здании. В Музее волос три большие комнаты. Экспонаты висят на стенах или выставлены в больших шкафах-витринах. Основательница музея Лейла Коун, в прошлом владелица салона и парикмахер-стилист, начала собирать произведения из волос более 60 лет назад, когда по дороге в обувной магазин в витрине антикварного магазина она увидела венок из волос в рамке. Деньги, предназначенные для покупки обуви — 135 долларов, были потрачены на покупку композиции из волос. Коун продолжала собирать коллекцию, приобретая произведения из волос при каждом случае: на распродажах антиквариата, на аукционах, на «гаражных» распродажах и «по наводке».

В коллекции Лейлы Коун есть скульптуры из волос и многочисленные разнообразные украшения, в которые вставлены волосы. Это часы, серьги, медальоны, подвески, кольца, броши и булавки. Самые крупные экспонаты — композиции-венки из волос.

Наиболее типичным экземпляром является первое приобретение Коун. Это композиция, заключенная в золотую раму, из белокурых волос, заплетенных в косу и уложенных в виде подковы, и прядей в виде листьев, местами прикрывающих эту подкову. Ее следовало повесить на стену. На обороте сохранилась надпись «От мамы и папы». Такие композиции были очень популярны. Как правило, каждый член семьи отдавал один «лист», сделанный из его волос, а затем художник писал рядом с таким «листом» имя человека и его семейные связи. Получалось своеобразное генеалогическое древо. После того как все члены семьи вносили свою лепту в это творение, художник замыкал круг, чтобы закончить венок.

В последние годы новое поколение скульпторов начало использовать волосы как средство выражения, далекое от memento mori прошлого. Большинство людей спокойно относятся к шерсти животных, использованной в произведении искусства, но и человеческие волосы стали неотъемлемой частью художественного творчества. В отличие от бумаги, дерева, краски, глины, камня, бронзы, металла и пластмассы человеческие волосы — «продукт» живого, думающего, смеющегося и плачущего человеческого тела. Поэтому использование волос как материала вызывает вопрос: кто отдал свои волосы и почему?

Волосы в искусстве используют по-разному. Один из базовых способов демонстрирует художница Алтея Мерфи-Прайс, создающая объемные композиции из волос. Терри Бодди воспринял несколько буквально идею, что волосы могут «говорить», и создал слова, в которых буквы сделаны из волос. В работе Бэбс Рейнгольд «Вопрос красоты» выцветшая фотография ребенка соседствует с золотистой прядью волос того же ребенка, акцентируя контраст непостоянства жизни и вечности волос. В своей работе «Без названия 1990» Том Фридман представил свои лобковые волосы, запаянные в простой белый кусок мыла. А художница Сания Кларк вплела африканские волосы в ткань флага Конфедерации и домашнее кресло, подчеркнув присутствие африканцев в структуре общества того времени.

Тайны древности: почему волосы боялись обрезать и хранили пряди у сердца
Работа Алтеи Мерфи-Прайс
Фото
@altheamurphyprice
Тайны древности: почему волосы боялись обрезать и хранили пряди у сердца
Работа Алтеи Мерфи-Прайс
Фото
@altheamurphyprice

Это всего лишь некоторые из множества произведений искусства, в которых в качестве материала использованы человеческие волосы. Эксплуатируя этот сугубо личный материал (пожалуй, это одна из самых интимных частей тела), эти художники делают весомые заявления с философским, социальным, политическим и моральным подтекстом. Их творения и memento mori показывают, что волосы, отделенные от тела, могут подавать столь же мощные сигналы, что и волосы на теле. На протяжении всей истории человечества людей интересовала природа волос и то, какие сигналы они подают.