Но может ли человек, знающий минимум о психологии, вовремя распознать терапевта-непрофессионала? По словам клинического психолога Татьяны Барановой, существуют 3 фразы, которые должны натолкнуть вас на мысль о смене специалиста.
Почему в терапии сложно?
Психотерапия — непростой, зачастую тернистый путь, на котором то и дело встречаются препятствия. Разбирать старые обиды, погружаться в страхи и «доставать» из памяти болезненные эпизоды, оживляя «призраков» прошлого — серьезная работа, которая требует решительности и желания перемен (читайте также: Почему маме нельзя дружить с дочкой: мнение психолога, которое вас удивит).
Сложности в терапевтическом процессе не всегда стоит воспринимать как непрофессионализм психолога. Но есть то, что в поведении и словах вашего терапевта должно насторожить.
3 фразы психолога, на которые нужно обратить внимание
Психологическая помощь и консультирование клиента — это сложный и ответственный процесс, требующий специальных знаний и навыков и тотальной эмпатии.
Обсудим три фразы, которые психолог не должен говорить своим клиентам:
«Вы должны делать …». Высказывания, которые подавляют волю клиента, лишают возможности самостоятельно принимать решения и навязывают действия.
Если происходит плановая психологическая работа, и ситуация не угрожает жизни человека, то терапия строится на уважении к клиенту, к его автономии и индивидуальности. Использование фраз, которые навязывают человеку собственную волю, препятствует развитию конструктивной рабочей атмосферы и создает недоверие.
Грамотного психолога можно сравнить с проводником: он помогает клиенту экологично прожить предыдущий опыт, прояснить собственные цели и намерения, а затем поддерживает в поиске решений, которые лучше всего соответствуют потребностям самого человека.
«Я знаю, что вам нужно». Непрошенные советы воспринимаются как сигнал потенциальной угрозы.
Психолог не должен предполагать, что он лучше знает о клиенте, чем сам клиент. А если психолог «знает», ему самому следует идти на супервизию и разбирать контрпереносы.
Каждый человек опирается на свой уникальный опыт, имеет индивидуальные переживания и предпочтения (читайте также: Заметно сразу: 5 признаков дочери, которую никогда не любили родители). Это делает каждого клиента самым главным экспертом своего вопроса.
Задача психолога — создать атмосферу, в которой клиент может свободно выразить свои мысли, чувства и потребности. Цель его работы — провести клиента сквозь процесс саморефлексии и помочь ему обрести новые перспективы и понимание.
«Вы должны чувствовать именно так». В терапии часто звучат вопросы о чувствах, но специалист не дает им оценку и не говорит, как клиенту реагировать на то или иное событие.
Психологические эмоции и переживания уникальны для каждого человека. Разные люди могут по-разному воспринимать и реагировать на одну и ту же ситуацию. Психолог уважает индивидуальность каждого клиента и признает его право на собственные эмоции и чувства.
Поддержка и понимание со стороны специалиста должны помочь клиенту осознать, сформулировать и обработать эмоции, а не нарушать или отрицать их.
В чем заключается помощь психолога?
В итоге мы приходим к пониманию, что у грамотного психолога нет готового универсального ответа, к которому он целенаправленно подводит каждого клиента.
Вместо использования запрещенных фраз в попытках оценить действия и чувства человека или рассказать «как делать правильно», психолог должен сосредоточиться на создании безопасной и поддерживающей среды, где клиент сможет чувствовать себя комфортно, а о своих мыслях и эмоциях говорить свободно и открыто. Специалист помогает «разложить все по полочкам» и найти решение через диалог и предложенные упражнения.
Терапия должна помогать человеку в его собственном процессе самопознания и развития, а не навязывать убеждения или приоритеты самого специалиста.
Эксперт: