К признакам нелюбимых детей относятся заниженная самооценка, не выстроенные личные границы, ориентация на внешнее оценивание, желание быть полезной, не развитый эмоциональный интеллект, нарушение пищевого поведения.
Заниженная самооценка, позволение нарушать личные границы. У ребенка формируется, а у взрослого человека работает как стереотипная программа, «полезное поведение для окружающих» с ограничивающим убеждением «Мои желания не важны». Ребенок старается сделать что-то полезное для родственников, чтобы заслужить похвалу. Выполнять просьбы одноклассников, чтобы быть в компании. Бесконечно сопереживать «подружке».
Подавление своих эмоций. Ребенка не принимают, и демонстрируют эмоциональную холодность. В такой атмосфере нельзя испытывать чувства
из-за страха наказания – с ребенком могут не разговаривать неделю,
из-за запрета на проявления негативного переживания – «Мальчики не плачут», «Не будь тряпкой».
Формируется «самозапрет на чувствование», потому что чувствовать очень тяжело. Но человек продолжает оставаться человеком, и вытесненные чувства проявляются болезнями тела. Очень часто после обследований врачи направляют на консультацию к психологу, т.к. лабораторные исследования выявляют хорошие показатели здоровья.
У детей формируется поведение с «внешним локус-контролем» - ориентацией на мнение других. Человек как бы мечется между внешними оценщиками его действий. Угадать и соответствовать положительным критериям оценивания других людей очень сложно.
В состоянии повышенной тревожности возникает тяга к сладкому, переедание или отсутствие желания есть приводит к нарушению пищевого поведения.
Вырастая, эти уже взрослые люди продолжают позволять нарушать собственные границы из-за желания быть принятым, ориентируются на похвалу окружающих их людей в выборе своих действий в ущерб своим желаниям и здоровью, испытывают трудности с самоидентификацией, не понимают, как быть счастливым.
Какие же причины лежат в основе формирования поведенческого паттерна « не любимого ребенка»?
Ждали мальчика, а родилась девочка — или наоборот; ожидали гения, продолжателя семейных традиций, а родился обычный ребенок с интересами в других направлениях; родила ребенка «не от того», родила, потому что «уже надо рожать»…
Существует еще один аспект в этом вопросе — это субъективное переживание ребенком, что его не любят. Такое переживание может возникнуть у ребенка в тот момент, когда появляется второй ребенок в семье (читайте также: 5 признаков человека, которого мама никогда не любила — проверьте себя).
Так же, субъективное переживание может возникнуть у детей, когда родители в силу обстоятельств уезжают в другой город, страну, а ребенка на время оставляют с бабушкой и дедушкой.
Развод родителей является серьезным потрясением для ребенка. За ощущением разрушения «гармоничного мира» появляется ограничивающее убеждение «Я не достаточно хорош, меня больше не любят».
Итак, мы с вами видим, что переживание «не любимый ребенок» может возникнуть, как по причине родителей, так и по причине субъективного переживания ребенка, оказавшегося в определенной жизненной ситуации (читайте также: 5 признаков человека, которого никогда не любили родители).
В первом случае со стороны родителей или родственников по отношению к ребенку будет демонстрироваться эмоциональная холодность: обесценивание достижений ребенка, игнорирование его интересов, эмоциональное подчеркивание «не достаточно хорош»…
Во втором случае ребенок в собственных фантазиях будет обесценивать свои достижения, ставить интересы других выше своих, находится в постоянном соперничестве с мифическим конкурентом, болеть, чтобы вернуть родительскую любовь.
Как можно помочь себе, и начать менять свое поведение?
Задайте себе вопрос: «Что я делаю для других в ущерб своим желаниям?». Постепенно переставайте улучшать жизнь другого, и начинайте улучшать свою. Вспомните, что вам очень хотелось посмотреть, посетить и сделайте это! Вспомните свои детские желания: «Когда я вырасту, то обязательно сделаю …» — и сделайте. Вы избавитесь от людей, которые жили за ваш счет, с вами останутся те, кто вас действительно ценит, у вас появится время для того, чтобы жить!
Обратитесь к психологу. С ним вы быстрее пройдете путь реабилитации.
Поняв причины своего поведения, обид, ограничивающих убеждений, изменив их, вы научитесь любить и ценить себя, сохранять свои границы, отстаивать свое мнение и чувствовать, что вы достойны любви, уважения, дружеских отношений и счастья. Еще один важный вопрос: полюбивший себя взрослый, может давать полноценную любовь своим детям и сделать их счастливыми.
Эксперт:
Психолог, детский психолог «СМ-Клиника»