Юлия Ямалова, 27 лет
— Я работаю в авиакомпании «Уральские авиалинии» уже 5 лет, два года из них – старшим бортпроводником. Мне очень нравится эта должность, поскольку я – учитель по духу и образованию, могу подсказать, обьяснить много раз. Люблю пробовать себя в новых сферах, например, недавно окончила курсы ораторского мастерства и риторики. Еще люблю кататься на велике, бегать, вести активный образ жизни. Мое хобби – психология, и когда я нахожусь на работе, мне интересно наблюдать, как ведут себя люди.
Я мечтаю поступить в театральный институт, стать телеведущей, заняться вокалом, покорить Тибет! Ну и, конечно, стать самой лучшей женой и мамой!
Мария Шоколад, 28 лет
— Мой послужной список достаточно разнообразен: я работала ювелиром, няней в детском саду, фитнес-инструктором, у меня была своя танцевальная студия, в которой я преподавала pole dance и другие направления… Мне интересно попробовать себя в разных сферах деятельности. В очередной раз одолело желание попробовать что-то новое в 2013 году. Подумала: а почему бы не стать стюардессой? Я имела представление об этой профессии из фильмов: романтика, красивая форма, взлет, небо, красавцы-пилоты… В авиакомпанию «Уральские авиалинии» прибежала с утра, заполнила анкету, позже меня пригласили на комиссию. Потом – ожидание, и вердикт «принята».
Романтику профессии ощущаешь первое время остро: от величия самолета, бескрайнего неба, постоянной смены отелей, возможности гулять по разным городам и знакомств с новыми людьми. Но реальность такова, что времени стыковки между рейсами чаще всего хватает лишь на «высунуть носик» и вдохнуть воздух моря, французской булки или солода!
Самое сложное в этой работе для меня, пожалуй, работа с людьми. Пассажиры бывают разные: доброжелательные, спокойные и неадекватные в своем поведении или запросах. Кто-то требует называть себя «господином, зайкой или просто владыкой», кто-то просит смешать «томатный-яблочный-апельсиновый сок», третий уговаривает «лететь быстрее» или «проветрить самолет»…
Стюардессе нужно иметь гибкость и уметь подстроиться. Работа научила меня держать себя в руках, быть собранной и контролировать эмоции. Ведь в нештатной ситуации пассажиры ждут решений и быстрой реакции именно от бортпроводников.
Во время одного из рейсов произошла внештатная ситуация: загорелась электронная сигарета, лежащая в кармане спинки кресла, появился дым, запах гари. Началась паника. В таких ситуациях мы действуем по инструкции, сохраняя «холодный разум», и никак иначе! Да, работа стюардессы не лишена романтики, но в основе ее – ответственность, внимательность и большой труд.
Полина Тимофеева, 20 лет
— Я с детства хотела быть стюардессой. У меня дедушка был летчиком. Когда я родилась, он сказал: «Появилась на свет еще одна стюардесса!» Пока я росла, мне постоянно об этом напоминали, конечно, загорелась. Окончила школу и узнала, что есть набор в бортпроводники «Уральских авиалиний».
На курсах нужно выучить аварийно-спасательную подготовку, обслуживание, медицину, конструкцию воздушного судна, перевозки грузов, как обращаться с документами по питанию, реанимацию, метео, санитарный минимум. Еще пришлось заставить себя подучить английский. Перед моим первым рейсом я очень боялась, что не понравлюсь коллегам или оболью кипятком или соком пассажира, но все обошлось.
Рейсы бывают командировочные и разворотные. Командировочные – это когда ты в каком-то городе остаешься на несколько дней: так я побывала в Китае, Эмиратах, Таджикистане, Греции. Разворотные – когда улетаешь обратно почти сразу. Если судить по ним, то я облетела весь мир…
Самый интересный рейс был, когда я полетела с футбольной командой «Урал». В свободное время с ними можно было общаться, фотографироваться, еще они дарили нам свои футболки, да и просто поднимали настроение. Этот рейс пришелся в мой день рождения, поэтому он мне хорошо запомнился.
Евгения Лаптева, 32 года
— В феврале следующего года исполнится 10 лет, как я летаю. В 2007-м я совмещала 3 работы, и меня это не устраивало. Случайно увидела объявление в бегущей строке о наборе стюардесс в авиакомпанию. Мне повезло – меня взяли! Дальше была учеба в Челябинске, Москве и Франкфурте-на-Майне. Конечно, пришлось подтянуть английский, выучить воздушное право, технологию обслуживания. Но самым сложным для меня было научиться общаться с людьми, как на борту, так и в коллективе, ведь по натуре я – интроверт. Прошло время, прежде чем я смогла находить подход к людям, уметь успокоить, довериться человеку и завоевать его доверие. Работу свою полюбила не с первого взгляда, но любить ее наполовину невозможно!
Помню свой первый рейс – летели мы на ТУ-154. Накануне я не уснула, так переживала. Летела в качестве стажера с бортпроводником-инструктором. По самолету ходила, как по музею, боясь прикоснуться. Задавала, как любой стажер, глупые вопросы! Благо, мне повезло с экипажем, и все мои наивные вопросы не остались без ответа. Так что с рейса я уже шла спокойная и уверенная, что не зря выбрала эту профессию.
Долго перечислять города и страны, где я побывала, но любимый и самый сказочный – это Барселона. Однажды мы выполняли рейс Екатеринбург–Барселона со стоянкой в сутки. И после вылета выяснилось, что сильный встречный ветер и придется садиться на дозаправку в «Домодедово», это еще плюс 2 часа к перелету. Объявили пассажирам, все начали возмущаться, выдвигать свои версии происходящего. Когда самолет вылетал из Москвы, пассажиры уже твердо были уверены, что садились мы в «Домодедово», чтобы забрать какую-то важную «шишку», который нам заплатил.
Кстати, мужа своего я встретила тоже благодаря работе! На курсах повышения квалификации он преподавал английский бортпроводникам. Сейчас нахожусь в декретном отпуске.
Катерина Столярова, 24 года
— Я работаю в авиакомпании «Уральские авиалинии» с 2011 года. А началось все так: подруга моей тети работает в этой сфере 25 лет, она и вдохновила меня подать заявку. Я прошла полный курс обучения в Уральском тренировочном центре гражданской авиации. Мне не было тяжело, потому что мечтала о небе, и к своей работе подхожу ответственно. Сейчас я старший бортпроводник экипажа, наставляю молодых специалистов.
Благодаря работе посмотрела многие города и страны. Например, мы прилетаем в Анталию, живем там неделю, отдыхаем, купаемся, ходим на шопинг. А потом выполняем разворотные рейсы. Больше всего люблю Арабские Эмираты: каждое здание там – произведение искусства!
Летать я не боюсь. В зоне турбулентности или сложных метеоусловиях, когда самолет трясет, пассажиры смотрят в первую очередь на реакцию стюардесс. Конечно, мы тоже люди и иногда нам бывает страшно, но бортпроводница должна думать только о хорошем и успокаивать людей.
Самый мой запоминающийся рейс был Москва–Хургада, в тот день мне исполнилось 22 года. После посадки командир воздушного судна по громкой связи поздравил меня с днем рождения и прочитал стихотворение. Все 220 пассажиров хлопали и поздравляли меня! Было очень приятно и здорово провести день рождения на Красном море.
Екатерина Дмитриева, 27 лет
— В нашем «небесном офисе» я работаю 4,5 года. В авиационную сферу часто попадают ребята, родители которых посвятили всю жизнь небу, либо там работают друзья, родственники или это «крылатая мечта детства». У меня же семья и друзья далеки от авиации. А в детстве я хотела стать учителем физкультуры. Работа стюардессы привлекала – красивая форма, путешествия, самолеты. Но, слетав в свое первое воздушное путешествие, я увидела все «прелести» этой работы: замученные стюардессы, выполняя многочасовой рейс, с недовольными лицами предлагали обед, а потом спали, сидя на последнем ряду, без сил! Я подумала: «Мамочки! А где же романтика-то?» Спустя 5 лет я получила образование педагога-психолога. После окончания университета я начала искать работу и наткнулась на сайт авиакомпании. Решила, что мои психологические знания пригодятся. И, естественно, ни о чем не жалею и люблю свою профессию!
Чтобы стать бортпроводником, нужно пройти очень нелегкую подготовку. Такие предметы как «Конструкция воздушного судна», «Аварийно-спасательная подготовка на суше, на воде», «Реанимация» поначалу пугали, зато были интересны. На практике мы эвакуировались по надувному трапу, спасали друг друга в бассейне, выкладывали фигуры из людей на случай бедствия, кричали команды, как в фильмах про крушение самолетов. Бортпроводник должен уметь все: от радушного приема пассажиров на борту до тушения пожаров и принятия родов.
Вспоминается рейс пару лет назад. Летели из Москвы в Екатеринбург около 2 часов. А в тот день был финал чемпионата мира по хоккею, Россия-Чехия, и его транслировали именно в то время, когда мы должны лететь! Большинство пассажиров были мужчины и поэтому, заходя на самолет, они нервничали, что пропускают прямой эфир. Но наш командир тоже оказался болельщиком и пообещал пассажирам передавать по громкой связи каждое изменение в счете – ведь в полете он имеет связь с землей. Самолет взлетел, на связь выходит командир: «Уважаемые пассажиры! Хочу вас обрадовать – счет 1:0 в пользу России!» Пролетев немного, снова: «Счет 2:0. Россия впереди!» Весь самолет ликовал, а после финального оглашения счета, пассажиры кричали: «Россия! Россия!», словно на трибунах.
Светлана Коваленко, 28 лет
— Работаю стюардессой уже 4,5 года. В детстве даже не задумывалась об этой профессии. Но я мечтала путешествовать, поэтому после получения диплома в университете отправила резюме в авиакомпанию, и меня приняли. Самым сложным для меня было – не спать по ночам. А летать никогда не боялась: доверяю профессионализму наших пилотов, техников. И, вообще, я немного фаталист по натуре.
На борту часто бывает что-нибудь, что потом можно с улыбкой вспомнить. Однажды в бизнес-классе сидели два пассажира – девушка и… собачка. Для собачки было отдельное место (есть такая возможность – купить соседнее кресло на стойке регистрации). Как оказалось позже, у собаки есть свой блог и страничка в соцсетях. Вот такие пассажиры бывают!
За время работы мне удалось побывать в Барселоне, Праге, Римини, Харбине, Пекине, Бангкоке, Дубайе, Анталии, Шарм-Эль-Шейхе, Хургаде, Владивостоке, Самаре, Нижнем Новгороде, всего и не перечислить…
Евгения Квич, 29 лет
— В авиационной сфере я работаю 6 лет, а началось все совершенно случайно. Окончила вуз, после защиты диплома, как и большинство выпускников, нашла работу по специальности (я – инженер-экономист): стандартная пятидневка, рабочее место – как у всех. Долго я там не задержалась. Появились знакомые, которые рассказывали о прелестях работы бортпроводником. О минусах они почему-то тактично промолчали, хотя они, конечно, имеются, как в любой профессии. Вот и отправилась я на собеседование, подумав: «А почему бы и нет? Терять все равно нечего».
Самым сложным первое время было – привыкнуть к отсутствию графика. Немного раздражало то, что не могу заранее спланировать поход к врачу или встречу с друзьями. Всегда приходилось быстро подстраиваться под ситуацию. Но постепенно привыкла, научилась все успевать и правильно планировать время и теперь не представляю себе жизнь по расписанию!
Случаются очень приятные события на работе: одним из таких недавно стал мой день рождения на высоте 10000 метров! Коллеги заранее подготовились и весь рейс поздравляли меня.
На сегодняшний день мне удалось посетить Египет, Турцию, Таиланд, Чехию, Италию, Испанию. А в нашей стране – невероятное количество прекрасных городов, которые я никогда бы не увидела, если бы не моя работа.
Оксана Кислицина, 27 лет
— В авиакомпании работала моя хорошая знакомая, я часто расспрашивала ее о полетах, небе, пассажирах. После университета (окончила я факультет международных отношений) встал вопрос, куда пойти работать. Именно тогда пришла мысль: а почему бы не стюардессой? Иностранные языки я знаю, люблю путешествовать. Отбор был серьезный – из человек 25 прошли только 6. Самое важное в этой работе – обладать отменным здоровьем. Еще на обучении один из инструкторов сказал нам, что в авиации все просто: если она не принимает тебя, то ты и месяца не отработешь. Остальных она покоряет навсегда! Как меня, например.
Самое сложное, наверное, это привыкнуть к графику, которого нет. Нет понятия день-ночь, ты живешь по Гринвичу. Но мне и это нравилось. Обожаю летать: надеваешь форму, приезжаешь в аэропорт, проходишь осмотр медработника, встречаешься с экипажем, затем предполетный брифинг, подготовка и самое приятное – встреча любимых пассажиров!
Я довольно быстро стала старшим бортпроводником. Настрой нашей команды во многом зависит от меня – ни в коем случае нельзя выбивать из колеи хотя бы одного члена экипажа, иначе ты на весь полет теряешь одного человека. А пассажиры очень тонко чувствуют настрой экипажа, бортпроводников и пилотов. Если они видят слаженную команду в отличном расположении духа, пассажиры расслабляются.
Еще одно правило: стюардесса – это хозяйка на борту самолета, и каждого пассажира она должна встречать, как долгожданного гостя. Начинаешь быстро чувствовать и понимать, кто в каком настроении пришел на борт, кому следует уделить особое внимание. Так что все мы психологи!
У меня были полеты с высокопоставленными лицами, со звездами: помню певицу Сати Казанову, актеров из «Уральских пельменей». С теплотой вспоминаю полет с певицей Ингрид – она настолько очаровательная, открытая и жизнерадостная! Рассказала, что ей очень понравился наш город и что в Екатеринбурге много красивых девушек.
Кстати, в 2012 году я стала победительницей конкурса красоты «Мисс Гражданская авиация – 2012», который проходил в Екатеринбурге.
В авиации я проработала 2,5 года и уходить не планировала, но, к сожалению, так сложились обстоятельства. Временно я не летаю, но вернусь обязательно!
Мария Быстрова
— В авиации я проработала уже 4 года. Попала просто: подруга позвала за компанию пойти с ней на собеседование. Стать стюардессой была ее мечта, но у нее муж и маленький ребенок. Я отговорила ее от этой затеи, ведь стюардесса редко бывает дома. А сама успешно прошла все испытания, и авиация стала работой моей мечты!
Пришлось научиться ладить с разными людьми, решать внештатные конфликтные ситуации, подстраиваться под резко меняющиеся обстоятельства. Самое сложное – привыкнуть не спать ночами, ведь очень часто приходится выполнять ночные рейсы. За время работы бортпроводником я побывала во многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, больше всего меня впечатлил Китай.
Летать никогда не боялась. С детства очень много путешествую как на поезде, так и на самолете. И даже спустя несколько лет работы вижу романтику и красоту этой профессии, где нет места страху.
Екатерина Бородина, 29 лет
— В авиации я с 2007 года. А попала в эту сферу случайно На тот момент мне было 19 лет, заканчивала колледж, готовилась к сессии. По телевизору мама увидела бегущую строку о том, что открылась новая авиакомпания и идет набор молодых людей на должность бортпроводника. Я не верила, что пройду, но после кастинга и летной комиссии, поняла, что все сложилось очень хорошо!
Первый стажерский рейс Челябинск-Сочи состоялся… в мой день рождения. Я переживала безумно, боялась лишнее слово сказать пассажирам. В Сочи весь экипаж подарил мне букет цветов, и моему счастью не было предела! А потом понеслось: сначала рейсы по России, затем передо мной открылась заграница. Сейчас я летаю с «Уральскими авиалиниями».
Один из самых частозадаваемых вопросов от пассажиров: не боимся ли мы летать? Когда я нахожусь на борту в качестве бортпроводника, я уверенна в себе, своих силах и знаниях. Бывало, когда пассажиров так трясло от страха, что они просили сесть с ними рядом на взлете и посадке – отвлекать их разговорами. Зато потом было приятно услышать искренне слова благодарности в свой адрес.
Помню одну милую семью. Мы летели из Екатеринбурга во Владивосток. Меня подозвала одна пара: их сын лет 5 очень захотел стать бортпроводником и родители спросили, может ли он пообщаться с нами. У него было много вопросов. Я взяла его с собой на кухню. И на протяжении всего полета, кто бы ни нажимал вызов, он выходил с бортпроводниками и сам относил водичку или сок. А если пассажиры приходили на кухню с просьбой, мальчик говорил нам: «Не волнуйтесь! Я сам все решу». За полет мы подружились с этой семьей, и на следующий день они организовали нам экскурсию по городу.
Во время другого рейса перед посадкой к нам подошел молодой человек: он летел отдыхать со своей девушкой и хотел сделать ей предложение. Но пока поднимался по трапу, решил узнать – а может ли это сделать командир самолета? Наш командир не смог отказать. Парень полрейса спрашивал: «Ну когда же?» После того как мы окончили все обслуживание и пассажиры уже отдыхали, командир вышел в эфир и задал вопрос девушке от лица молодого человека. Она встала плакала, смеялась, и конечно, ответила: «Да!» А весь салон аплодировал и свистел!
Мария Болдырева, 31 год
— Никогда не мечтала стать стюардессой, я закончила институт, получила диплом. Решила пару месяцев отдохнуть и поискать работу. Стояла я на остановке в один из жарких дней лета и увидела стюардессу. Она была маленького роста, и я подумала: «Ничего себе, в стюардессы маленьких берут (а я как раз невысокая)!» И с этого момента у меня появилась мысль об этой профессии. Нашла компанию, которая набирает бортпроводников, прошла медкомиссию, собеседования.
Первый рейс был Екатеринбург–Москва на ТУ-154. И он проходил в режиме нон-стопа – некогда было думать о страхе, надо было схватывать все на лету, быстро работать и соображать. Поэтому влилась я в коллектив очень быстро и специфику работы тоже скоро освоила. И работаю уже 8 лет.
Пассажиры бывают сложные, увы, встречаются сильновыпивающие. Но истории с ними даже вспоминать не хочется. Зато иногда с нами летают звезды: я фотографировалась с Анной Ковальчук, Михаилом Пореченковым!
У компании большая география полетов: на этой неделе ты во Владивостоке, на следующей – в Дубаи. Это здорово!
Юлия Калистратова, 24 года
— Работаю стюардессой два года. Забавно, конечно, но сначала мне просто понравилась форма. Я спросила себя: «Почему бы и нет?» Так все и началось.
Самое сложное в этой профессии – всегда оставаться спокойной. И, конечно, отрабатывать команды при спасении. Страшно даже представить, что ты в ответе за сотни людей. Я летаю только внутренние рейсы, облетела половину России.
Из забавного вспоминается рейс Екатеринбург–Благовещенск: когда пассажиры уже вышли из самолета, мне передали письмо от пассажира-мужчины со стихотворением, которое он мне посвятил. Приятно было, до сих пор храню его и вспоминаю того парня с улыбкой.
Анастасия Байтулина, 25 лет
— В авиацию я пришла в 2011 году. Моя институтская подруга в 2008 году стала стюардессой. И мне всегда было интересно слушать о ее полетах и путешествиях по миру. Наконец, я набралась смелости и заполнила анкету в авиакомпании.
О профессии бортпроводника никогда не мечтала, но судьба привела меня в авиацию, и я несказанно рада. Когда я надевала форму, убирала волосы в пучок, натягивала лодочки и шла на работу, то была прекрасна! После года полетов по России я месяц обучалась английскому языку, сдала его и начала летать по миру. Тогда работа открылась мне с новой стороны: Эмираты, Египет, Турция, Греция.
Из забавных случаев вспоминаю чудесного пассажира на рейсе Хургада–Питер – это был замечательный парнишка 4 лет, все свободное время он проболтал со мной, как взрослый. Рассказывал мне про планеты и про войну, я была поражена, насколько он умен. Поинтересовалась у его мамы, откуда он столько всего знает, ответ был прост: ему интересны книги, которые ему читает мама. А у той мамы, к слову, было три ребенка!
Мне никогда не было сложно проходить курсы повышения квалификации, занятия, медкомиссии. Тяжелее вставать ночью и ехать на работу. О, эти недосыпы! Работать бортпроводником – это кайф, когда тебе 20−25 лет, но когда дома тебя ждет любимый человек, то работа приносит все меньше удовольствия. Работать в сфере авиации, когда твое сердце – на земле, очень сложно… Сейчас я нахожусь в декрете и уже полтора года не летаю и вряд ли вернусь в авиацию. Но частичка меня всегда будет в небе!
Татьяна Федорова, 29 лет
— Я училась в Екатеринбурге в Уральском педагогическом университете на специальности «учитель английского языка». Желания кардинально поменять свою профессию не было, просто увидела объявление о наборе бортпроводников. Ради интереса с подругой решили посетить пару занятий и увлеклись. Подруга сейчас обучает деток английскому, а я летаю!
Плюсов в этой профессии, безусловно, масса. Это, в первую очередь, возможность путешествовать. У меня также есть возможность практиковать иностранный язык. Конечно, немаловажный фактор – это денежное вознаграждение. Все-таки заработная плата стюардесс выше, чем у учителя. Как и в любом деле, есть свои минусы. Для меня это – расставание с семьей, пусть и ненадолго. Большую часть времени занимают перелеты, и это не может не сказаться на здоровье: смена часовых поясов и климата, бессонные ночи очень сильно влияют.
Событие, которое до сих пор я вспоминаю с теплотой – это предложение руки и сердца прямо во время полета. Это был рейс в Ларнаку, на борту летела молодая пара. Девушка попросила парня достать из сумки наушники. Парень, видимо, плохо закрыл карман у сумки, и оттуда выпал небольшой пакетик. Девушка не растерялась, заглянула в пакетик и увидела там кольцо. Пришлось парню менять свои планы – дарить кольцо и делать предложение на борту самолета!
Голосование продлится до 9 декабря. Приз победительнице – пара билетов в кино на любой сеанс от «Дома кино» (ул. Луначарского, 137, тел. 350−06−93. Лучшие кинопремьеры, специальные показы, акции)!