Сегодня при покупке косметики могут возникнуть две трудности — выбор и стоимость. Особенности экономики СССР, которая была плановой и не особо учитывала спрос, приводили к противоположной проблеме: даже при наличии финансовых возможностей купить что-то было крайне сложно. Было понятие «достать», потому что в обычных магазинах ничего не было, импортными вещами торговали спекулянты. Законным путем дефицитные товары и продукты питания можно было приобрести через спецраспределение или в «Березке» за валюту иностранцам и за сертификаты, позже чеки Внешторгбанка.
Кто же имел доступ в элитные советские магазины? В первую очередь чиновники, работавшие в советских учреждениях за границей — посольствах или в торговых представительствах. Представители культуры и спорта, ездившие на гастроли и соревнования. Научная интеллигенция, принимавшая участие в конференциях и получавшая гонорары за статьи в зарубежных изданиях, переводы их произведений на иностранные языки. Советские специалисты — врачи, инженеры, переводчики, строившие социализм в развивающихся странах. Ну и те группы граждан, которые получали валюту от иностранцев, сами за рубеж не выезжая. А вот люди, не имевшие чеков, попасть в «Березку» никак не могли (читайте также: Как выглядели советские женщины в 40 лет: реальные фото наших мам в молодости).
Косметика в «Березке» стала появляться только к середине 1970-х. Это были лаки для ногтей, губная помада, тени и тушь французских фирм Christian Dior и Lancôme. Парфюмерия (шампуни, дезодоранты и кремы) с 1974 года закупалась для «Березки» в основном в Финляндии. В спецраспределители попадала продукция знаменитых косметических брендов Lancôme и Estée Lauder, но доступно все это было избранным.
Доступную зарубежную косметику продавали в московских магазинах «Лейпциг», «Будапешт», «Ванда». В последнюю ходили за болгарскими кремами и парфюмерией. Больше везло тем, кто мог приобрести косметику «Дзинтарс» — лидера советской парфюмерной и косметической промышленности. Ну и, конечно, выручали страны Восточного блока. Очень популярна была косметика польской фабрики POLENA, качественная и отличная по советским меркам. Настоящим бестселлером была помада Pupa.
Парфюмерия
Запах заграницы, роскошной жизни и свободы — вот что значили французские духи для советских женщин. Под французскими духами в первую очередь подразумевались Magie Noire и Climat от Lancôme. Последние, кстати, обрели бешеную популярность после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Ипполит дарит Наде заветный флакон. Но пределом мечтаний были ароматы, о которых слышали многие, но обладали ими только единицы — Opium от Yves Saint Laurent и, конечно, Chanel No. 5.
Губная помада
Сине-голубые футляры с лаконичной подписью Dior попадали на туалетные столики и в косметички к настоящим баловням судьбы. С учетом того, что стоимость коробочки доходила до 25 рублей при средней зарплате 120 рублей. Даже если у вас была возможность, купить помаду могли только избранные.
Более распространенной была помада Pupa, поражавшая воображение девушек необычным красным тюбиком с выдвижным зеркальцем. Вообще, это итальянская марка, но под ее видом с рук часто продавали польский контрафакт. Правда, на стоимость это не влияло. Впрочем, как и на радость обладания.
Румяна
Estée Lauder — одна из первых марок, которая пришла на советский рынок. Особым шиком были выпущенные ею румяна розового цвета. Оттенок подходил не всем, но это значения не имело. Вначале косметику можно было купить только в «Березке» и по спецраспределению, это были ограниченные ведомственные продажи. В 1989 году открылся первый специализированный магазин «Эсте Лаудер» на Тверской. Но попасть в него тоже было непросто — только по приглашениям. Поэтому простые граждане могли купить косметику только у фарцовщиков за бешеные деньги.
Пудра
Из-за логотипа марки Lancôme советские женщины называли пудру «золотой розочкой» и готовы были отдать за нее почти половину зарплаты: у фарцовщиков цена доходила до 50 рублей. Эту пудру берегли, пользовались ею только по особым случаям. На людях демонстративно пудрили носик; если нужно было произвести впечатление на окружающих, пустую коробочку не выбрасывали (читайте также: Мейкап по-советски: тренды макияжа женщин во времена СССР).
Эксперт:
Действительный член Роcсийского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов