Дело в стандартах красоты, которые за столько веков сильно изменились? Но мы же знаем, что красота — понятие относительное, и идеалы менялись не в один год, а на протяжении многих веков.
Мы смотрим на картины и вспоминаем, что людям, изображенным на них посвящали мемуары и целые произведения, в свое время они считались эталоном красоты.
Ученые подсчитали, что талия Венеры Милосской — 69 сантиметров, а рост ее составлял примерно 164 сантиметра. По всем канонам современной красоты она была далеко не идеалом. А ведь зовется богиней любви. Значит, что с тех времен представление о женщинах изменилось кардинально.
Легендарная Агнесса Сорель — первая официальная фаворитка Карла VII в истории. Ее лицо на картинах белое, как молоко. Головной убор отодвинут назад и создается ощущение, что у нее совсем нет волос. Почему? А все дело в том, что в XV веке была мода на высокий выпуклый лоб, желательно без волос. Чтобы добиться такого эффекта, многие женщины сбривали всю растительность на лице и теле. По меркам того времени это было бесподобно.
Современницы Агнессы шли и не на такое, чтобы впечатлить соперниц и мужчин. Например, отсутствия ресниц у девушки считалось красивым. Многие пытались удалить их, или хотя бы осветлить. Так, Изабелла Баварская, самая модная девушка того времени выглядела ровно так, как тогда требовалось: высокий лоб, ресниц нет.
В Средневековья также было модным иметь белоснежное лицо, поэтому все женщины гнались за этим трендом. Кожа словно молоко, без пятен, родник и покраснений — здоровая кожа. В те времена это было очень важно. Платья тогда принято было носить закрытые, чтобы видно было только лицо и руки, редко шею. Поэтому лицо должно было быть идеальным.
Признанная красавица Симонетта Веспуччи сегодня многим кажется обычной женщиной. И если приглянуться на полотна с ее изображением, то можно увидеть, что у эталона красоты — выраженный живот и лишний вес. Но в те времена это считалось достоинством, а не недостатком.
И дело не только в том, что менялось восприятие красоты и ее каноны, также менялась манера письма, и подход к изображению человеческого тела. Чаще всего сходство на портретах было не столько важным, ценилось то, как художник передает статус дамы и ее значимость в обществе. Поэтому дорогая ткань и наличие драгоценностей ценились больше.
Портреты должны были передавать «легенду», так хотелось и самим заказчикам. Они хотели, чтобы их запомнили, как деятельных людей. Поэтому позы их обычно были скованными, а вид надменным (читайте также: Из ангела в демоны: за что на самом деле казнили Марию-Антуанетту).
В XVII веке портреты выглядели уже живее. Но женщины не сильно разбирались в моде и не знали, как лучше одеваться. Поэтому когда приходил тренд на платье определенного цвета, женщины позировали в них, но никто не принимал во внимание, что оттенок может им не подходить. Поэтому на одних такое платье выглядело хорошо и освежало, а других лишь уродовало.
В XVIII веке художников стало больше и манера письма приблизилась к реальной. В Россию пришла мода на портреты, словно подернутые дымкой, они были воздушны и легки. Именно тогда на картинах стали появляться красивые дамы.
А в XIX веке художники довели до совершенства манеру рисовать, поэтому на холстах уже были очень симпатичные картины. Придворные дамы стояли в очереди, чтобы их запечатлели в лучшем виде. Они ждали годами.
Но вскоре появились фото. На первых фотографиях ни дам, ни кавалеров нельзя назвать привлекательными (читайте также: Исторические красавицы: какими были на самом деле и какими их показали в кино). Но пока техника фото набирала обороты и фотографы оттачивали технику съемки и использования света, прошло много времени, поэтому первые результаты получались не очень красивыми.
На картинах те же самые люди чаще всего выглядели лучше, чем на черно-белом фото. К тому же долгое время считалось, что на фото нельзя улыбаться, поэтому все лица выглядели слишком строгими и чопорными.