Во времена после Октябрьской революции пользоваться косметикой считалось дурным тоном и приравнивалось к пристрастию обывателей. Однако, женщины продолжали делать макияж, ведь всем хотелось подчеркнуть свою красоту. В журналах также можно было встретить рекламу жидких румян или губной помады «Шехеразада» государственного треста ТЭЖЭ (Трест эфира жировых эссенций).
У данного производителя даже были конкуренты — московское акционерное общество «Казими» и фирма «Имша». Они продавали пудры «Саида» и «Анго», «Спартакиада» и «Жерминаль», но особой популярностью пользовалась, конечно, «Рашель» (читайте также: Вы точно их не видели: советские фильмы о любви, которые редко показывают по ТВ).
Менее крупные производители подражали товарам, существовавшим в Европе или до революции. Например, до 1917 года пудра Kiska с пуховкой из розового шелка была хитом фирмы Адольфа Лемерсье, а позже ее изготавливало Всероссийское производственное объединение инвалидов (ВИКО). Для любителей заграничных косметических товаров существовал Сухаревский рынок в Москве — там можно было найти даже контрабандные продукты.
Развитие косметической промышленности было приостановлено на время войны, однако уже после 1945 года ситуация изменилась кардинально. Модницы продолжали игнорировать предписания и с удовольствием наносили яркий макияж. На фоне косметического ажиотажа производители с каждым годом радовали все большим разнообразием как самих средств, так и их оттенков.
К 1950 году в продажу запустили расширенную палитру губных помад: в ней насчитывалось 19 тонов. С 1956 года в магазинах можно было найти также и новые оттенки туши для ресниц: помимо обычных черной и коричневой появилась тушь синего, голубого, фиолетового и даже зеленого цвета. Тональные основы и крем-пудры появились на прилавках уже к 1960 году, наносить их было принято ватным тампоном.
Лишь в брежневский период общество перестало осуждать использование декоративной косметики. Особой популярностью в это время начала пользоваться тушь-«плевалка» «Ленинградская». Но все же самой желанной оставалась косметика из Франции, приобрести которую можно было только в сети магазинов «Березка». Получить право на вход туда, чтобы купить товары западных фирм, могли лишь обладатели чеков Внешпосылторга. Но и у остальных был шанс урвать заграничные продукты: им на помощь приходили перекупщики и спекулянты.
После принятия закона о кооперации (взаимодействие государственного и колхозно-кооперативного секторов социалистической экономики) в 1987 году, производство косметики стало одним из лидирующих направлений предпринимательской деятельности. Вскоре (в 1989 году) в СССР стали открываться магазины иностранных брендов. Очередь в них выстроилась сразу. Стоимость продукции была настолько высокой, что многие приходили просто с тоской посмотреть на прилавки с желанной косметикой.
Конечно, состоятельный дамы в те времена могли себе позволить купить любой заграничный товар, но это не уберегало их от «качества» выбранных средств. Ведь в СССР еще не существовало рецептов косметики, которая не портила бы кожу. Тогда основная задача производителей была «подчеркнуть или скрыть», используя все доступные способы. Советские женщины использовали различные ноу-хау, чтобы плохая косметика стала чуточку лучше. Например, смешав пудру с детским кремом, можно было получить неплохое тональное средство. После использования заграничной компактной пудры в пустую коробочку всыпали отечественную рассыпчатую пудру, чуть смешанную с водой. Тогда после высыхания, порошковая пудра становилась компактной, и женщины пользовалась ей, не раскрывая свой маленький секрет (читайте также: Самые высокооплачиваемые советские профессии — кто зарабатывал больше всех в СССР?).
Еще одним советским лайфхаком было смешивание трех кремов — «Янтарь», «Люкс» и «Вечер». Если нанести эту смесь толстым слоем на лицо, то через два часа кожа становится нежной и бархатистой.