Уильям Блейк Ричмонд. Венера и Анхис.
Предлагаю отправиться в путешествие во времени и на примере образов из коллекции Ольги Наретя, включающей работы художников XX–XXI века и раскрывающей тему многогранности женской роли, посмотреть, что менялось, а что оставалось неизменным.
Одним из первых идеалов, которые выдумал себе человек была первобытная богиня плодородия и изобилия, которую уже позже назвали Венера Виллендорфская. Как видите, совсем не страдающая от своих пышных форм и гордо их демонстрирующая, потому что в каменном веке большая грудь и бедра были залогом того, что женщина может родить и вскормить много детей, и не умереть от истощения (читайте также: Секрет привлекательности: астрологические черты самых красивых женщин мира).
Смертность была высокой, поэтому возможность много и успешно рожать была той самой деталью, делающей женщину идеальной.
Венера Виллендорфская
И были, не важны ни черты лица, ни размер рук, ни количество морщинок. Героиня века и богиня, ее олицетворяющая, абсолютно функциональны.
Если же мы с вами чуть продвинемся и окажемся в той самой Древней Греции, знакомой со школьной скамьи, то увидим совсем иную картину. Изящную, обольстительную, многогранную и противоречивую Афродиту. Скульптура французского мастера Армана Пьера Фернандеса призвана показать нам, что греческий идеал женщины не так прост. Это соблазн и ловушка, попавшись в которую, можно запутаться, как в формах этой скульптуры.
Арман Пьер Фернандес. Афродита
Греки считали, что такая завлекающая своей энергией богиня есть в каждой женщине, поэтому стоит опасаться и ее, и женщин в принципе. Дружба и равное отношение между мужчинами считалось более социально приемлемым форматом коммуникации, а вот с женщиной нужно было сохранять иерархию и использовать ее в безопасном пространстве, где она бы не смогла проявить свои чары и взять власть в свои руки.
Однако, в мире все циклично, поэтому спустя время мы с вами снова увидим образ, уводящий в мысли о плодородии, материнстве, жизни и смерти. Эскиз костюма к балету «Весна Священная» авторства Николая Рериха показывает нам образ «старушки в шкурах», которая отличается от первобытной богини тем, что созидает не телом, а душой и энергией. Она — хранительница древних знаний, передающая их из поколения в поколение (читайте также: День Венеры: что каждой женщине нужно делать в пятницу).
Николай Рерих. Эскиз костюма к балету «Весна Священная»
Она олицетворяет собой землю, которая и рождает, и принимает после смерти. Начало и конец всего. Полный цикл жизни, который может воплотить женщина, знающая свою природу, и каждый ее возраст будет иметь значение.
Но женщина — это не просто функция или внешность, это еще и энергия, которая может выражаться и формой, и даже цветом. Как на коллаже Анри Матисса «Голубая Обнаженная».
Анри Матисс. Голубая Обнаженная
Задумывались ли вы, с каким цветом вы ассоциируетесь? Спросите у знакомых, возможно, это будет ответ на вопрос, какого цвета платье должно стать вашим «маленьким черным», а может быть это будет подсказка о том, чего же вам не хватает: хвои леса, лазури небес или может быть алых тюльпанов. В любом случае цвет — это проявление жизни и ее разнообразия, а что может быть более разнообразным, чем эмоциональный фон каждой женщины?
Конечно, современное искусство дает абсолютно разное представление о том, «что такое женщина»? Должна ли она быть плодовитой, а может быть обольстительной? А может быть невесомой и загадочной, как девушка на «Золотом портрете» Анатолия Зверева, известного бунтаря и хулигана от арт-тусовки середины двадцатого века. Женщина здесь — прекрасная муза. Невесомая, легкая, «не выносящая мозг» — что еще нужно? Вдохновляй и ничего не проси взамен.
Анатолий Зверев. Золотой портрет
Конечно, мы не станем разочаровывать ни художника, ни остальных мужчин информацией о том, что таких женщин не существует и пойдем дальше делать вывод касательно нашего вопроса: так есть ли все-таки психологический и внешний идеал женщины, проходящий сквозь века? Мой ответ, как специалиста, изучающего женщину уже много лет: идеал состоит в ее многогранности и в позволении себе быть такой же разной, как сама природа.
Как жизнь. Плодородной и наоборот, берущей, яркой и противоречивой, опасной и оберегающей, соблазнительной и невесомой.

Психолог, психотерапевт, исследователь психологии искусства.