Средневековье часто ассоциируется с благочестием и религиозной преданностью. И это не та эпоха, которая сразу приходит на ум при мысли о разврате. Однако за завесой средневековой морали скрывается захватывающая глава в истории искусства: период, когда художники осмеливались бросать вызов общественным границам приличия. И вот несколько картин, которые считались верхом разврата того времени:
«Сад земных наслаждений» Иеронимуса Босха
Завораживающий триптих является загадочным свидетельством человеческих желаний и пороков. Написанная между 1490 и 1510 годами, эта многогранная работа изображает сюрреалистический мир, наполненный фантастическими существами, сборищами и ярко выраженными образами. Проникая в самые темные уголки человеческого поведения, шедевр Босха бросил вызов общепринятому моральному порядку, вызвав у общественности как восхищение, так и отвращение (читайте также: Сколько лет жили и когда старели в Средние века — вы будете в шоке).
«Страшный суд» Яна ван Эйка
Внушающий благоговейный трепет этой картины превзошел ожидания, показав завораживающее изображение загробной жизни, сочетающее божественное и мирское. Завершенный около 1440 года, этот монументальный полиптих очаровал зрителей своей тщательностью в деталях и захватывающими сценами наказания и искупления. Картина изображала видение рая и ада, стирающее границы между священным и греховным.
«Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего
Созданная в 1562 году, картина изображает мрачный пейзаж, в котором доминируют скелетообразные фигуры, сеющие хаос в мире. Изображение насилия и разврата послужило напоминанием о жизни, подчеркивая хрупкость человеческого существования.
«Искушение святого Антония» Иеронима Босха
Написанная около 1501 года, эта работа изображает святого-отшельника, осажденного гротескными, потусторонними искушениями. Яркие изображения демонических фигур, чудовищных животных и сюрреалистических пейзажей не только поражали зрителей, но и расширяли границы приемлемого в Средние века.
«Танец смерти» Ганса Гольбейна Младшего
Культовая картина возникла как мощная аллегория смертности в 16 веке. В этой серии гравюр на дереве были изображены люди из всех слоев общества, столкнувшиеся с олицетворением смерти. Изображая ее как вездесущую фигуру, работы Гольбейна напоминали зрителям о неизбежной судьбе, которая их ожидает, независимо от их социального статуса (читайте также: Безобразные и пугающие факты о гигиене в Средние века, которые нас шокировали).
Средневековье — непростой и деспотичный период, когда церковь и государство полностью контролировали жизнь людей, когда нельзя было сделать ни шага без надзора, но все же художники изображали свою правду в картинах. Искусство той эпохи раскрывает более мрачное и сложное повествование. Смелые картины, считались верхом разврата, и в то же время бросали вызов общественным нормам.