Бьюти-история исчисляется веками, а прототипы большинства современных косметических средств и процедур можно найти в глубокой древности, однако именно в начале XX века появилось массовое производство косметики и были заложены основы индустрии, без достижений которой сегодня не мыслит себя ни одна девушка.
Кстати, именно тогда стараниями основателей первых косметических компаний на волне набирающей обороты эмансипации и начал формироваться тот идеальный образ ухоженной женщины, к которому сегодня стремятся все представительницы прекрасного пола.
Губная помада
Впервые продукт, более или менее напоминающий по функциям и текстуре привычную нам губную помаду, появился в 1903 году. Средство для макияжа губ, главным компонентом которого стал олений жир, было представлено на Всемирной выставке в Голландии. Однако в этой косметической новинке ни одна современная девушка, скорее всего, не узнала бы знакомую ей губную помаду: состав хранился в тюбике или специальной палочке, завернутой в обычную бумагу. Первый выдвигающийся стик появился только в 1915 году, и разработка эта принадлежала компании Guerlain. С этого момента популярность помады стала неуклонно расти. Правда, будучи предметом вожделения модниц, этот продукт до 20-х годов не мог оказаться в косметичке каждой женщины: стики Guerlain стоили очень дорого.
Сейчас купить эти легендарные помады можно по доступной цене:
Более доступной по цене губную помаду сделала известный визажист и бизнес-леди 20-х годов Элена Рубинштейн. Стики ее производства стоили всего несколько долларов, благодаря чему оказались в косметичке буквально каждой девушки. Причем если раньше считалось, что ярко накрашенные губы — это удел исключительно дам легкого поведения, теперь в умах женщин произошла настоящая революция. С переоценкой ценностей им помогла другая предпринимательница — Элизабет Арден. Она была основателем одной из первых косметических фирм и конкуренткой Рубинштейн. Эта женщина приложила много усилий, чтобы популяризировать губную помаду и идею тотального макияжа в целом. Ее рекламные кампании формировали в умах женщин образ ухоженной женщины, для которой макияж так же обязателен, как повседневная одежда (читайте также: Как выглядели советские женщины в 40 лет: реальные фото наших мам в молодости).
Надо сказать, что разнообразием оттенков эти первые помады не отличались. Все они имели один цвет — карминный, который тогда получали из натурального красителя кашенили (телец лакового червеца). Далее развитие пошло по пути изменения состава и расширения палитры. Уже в середине 50-х годов компания Bourjois выпустила линейку помад, состоящую из 12 цветов.
Дальше производители начали экспериментировать с различными текстурами эффектами. В 1959 году на прилавках впервые появилась Iridescent Magic от Max Factor, содержащая блестки, придающие губам сияние.
1960-е годы были временем экспериментов с цветами. Настоящую революцию в этом направлени произвела марка Biba. Выпущенная брендом в конце десятилетия коричневая помада, которую рекламировала модель Твигги, стала настоящим бестселлером. В 1979 году новый всплеск моды на необычные оттенки произошел благодаря кутюрье Иву Сен-Лорану, который предложил дамам помаду цвета фуксии. В 1980-е культовым продуктом стала двухцветная помаду Etre Guerlain (1986 год). Начиная с 1990-х годов стики начали теснить демократичные блески для губ, первый из которых, кстати, был изобретен Максом Фактором в далеком 1937 году.
Лак для ногтей
История маникюра уходит своими корнями очень глубоко, ведь еще древние египтяне создавали из природных смол составы, которые использовались для полировки и изменения цвета ногтя. Однако до начала XX века все вариации лаков были решительно далеки от тех составов, которыми мы пользуемся сегодня. Инновационные разработки в производство эмалей начал внедрять в 1920-е годы американский предприниматель Чарльз Ревсон — основатель знаменитой компании Revlon.
Продукты, которые существовали на рынке на тот момент, были прозрачными, использовались только для полировки ногтевой пластины и смывались водой. Ревсон предложил женщинам лак, который был устойчив к воде. С 1937 года его продукция начала продаваться в аптеках и универмагах. Однако и эта водостойкая формула долговечностью не отличалась — лак держался в лучшем случае пару дней, а потом начинал отшелушиться.
Видимо, именно из-за низкой устойчивости лака к повреждениям в 30-е годы в моде преимущественно был «лунный маникюр», при котором кончик ногтя лаком не покрывался. В то же время на пятки Чарльзу Ревсону в области маникюрных разработок начал наступать другой воротила бьюти-бизнеса, Макс Фактор, который предложил более жидкую формулу лаков. Однако в то время палитра все равно оставалась весьма скудной — всего пять-шесть оттенков, а составы эмалей включали компоненты, небезопасные для здоровья. С 40-х годов начался активный поиск новых формул с целью повышения их прочности без использования вредоносных компонентов.
Заметных сдвигов в этом направлении ученым удалось добиться лишь к 50-м. В послевоенные годы начала заметно расширяться цветовая палитра лаков, и к 60-м женщины уже имели в своем арсенале не только красный и телесный, но и лаки неоновых оттеноков. Своего апогея производство долговечных эмалей достигло в 1979 году, когда впервые был запатентован гель-лак (Shellac). Технология получила название Creative Nail Design (CND).
Тени для век
На появление этого продукта в женских косметичках повлияло одно важное культурное событие начала XX века — «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которые с успехом шли в Европе с 1908 по 1929 год. Дело в том, что и Элена Рубинштейн, и Элизабет Арден, которые одними из первых начали разработку теней для век, признавались, что эта идея пришла им именно после посещения балета «Шехеразада» (1910 год), в котором был использован очень яркий театральный макияж. В 1914 году компания Элизабет Арден начала производство декоративной косметики, в частности, теней для век. В этом же году свои авторские тени с экстрактом хны презентовал и Макс Фактор. Быстрому росту популярности разработанного им продукта поспособствовал тот факт, что вскоре, в 1917 году, на экраны вышел популярнейший фильм «Клеопатра», главную роль в котором сыграла Тед Бара, а визажистом актрисы в этой ленте был именно Макс Фактор (читайте также: От ниточек до соболиных вариантов: как менялись брови с 1920-х до наших дней).
В 1930-х эстафету подхватила американская кампания Maybelline, которая сделала тени в четырех оттенках: черные, зеленые, синие и коричневые. Кроме того, производители снабдили свои палетки подробной инструкцией, рассказывающей, для какого цвета глаз какой оттенок подойдет лучше. Считалось, что голубые глаза лучше всего подчеркнут синие тени, светло-карие – коричневые, а темноглазым красоткам стоит выбирать черный цвет. Зеленые тени визажисты Maybelline посчитали универсальными.
Однако тени тяжелее всего приживались в женских косметичках. Долгое время был силен стереотип о том, что в повседневной жизни девушка не должна ярко краситься. И если помаду считали частью естественного макияжа, то тени долгое время воспринимались как излишество. Соцопрос, проведенный в 1957 году в США, показал, что больше половины опрошенных женщин, ежедневно пользуясь помадой, избегают нанесения теней. Чтобы заинтересовать потребителя, косметические фирмы начинают экспериментировать с цветом и формой продукта. Так, в конце 50-х Revlon впервые запустил палетки, состоящие сразу из двух оттенков теней. Самым популярным сочетанием стал тандем зеленого и синего цветов.
Резкий взлет популярности теней произошел в бунтарские 60-е годы, когда стереотипы окончательно отошли на второй план. Главным популяризатором ярких теней в то время стала модель Твигги, ставшая лицом марки Yardley, которая впервые выпустила палетку черно-белых матовых теней. 60-е стали временем гипертрофированно яркого макияжа, в котором решающую роль играли выразительные глаза. В последующие десятилетия производители постоянно расширяли палитру оттенков, экспериментировали с текстурами, создав разнообразные вариации теней.
Кайал и подводка
Рост популярности жидких подводок для глаз в XX веке шел параллельно с тем, как набирала обороты мода на тени и тушь для ресниц. Однако и у этого бьюти-процесса было своеобразие. Толчком для создания первых продуктов послужила резко возникшая мода на древнеегипетскую культуру. Связано это было с тем, что в 1922 году была раскопана гробница Тутанхамона. Об этом событии писали все мировые таблоиды, и, разумеется, на этой волне древнеегипетский стиль оказался в чести. В частности, женщины увлеклись макияжем с густо подведенными глазами. Моду сразу же подхватили все воротилы бьюти-бизнеса – Maybelline, Revlon и Max Factor. Продукт этот обогатил производителей, принеся им миллиарды долларов.
В 1940-е годы популярность подводки резко снизилась, так как главным акцентом в макияже стали яркие губы. Реабилитироваться кайалы смогли лишь к 1960-м, когда женщины стали делать очень яркий макияж и вслед за модницей Твигги подводить глаза цветными карандашами. Закрепить моду на мейк со стрелками вновь помогла «египетская тема» – в 1963 году на экраны вышел фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли. Актриса и после съемок продолжила популяризировать «египетский стиль», выходя с густыми и четкими стрелками в свет. В то время линии макияжа глаз стали очень четкими и геометричными, что требовало от производителей разработки особых формул. Начиная с 1990-х, когда гранж провозгласил моду на небрежность, кайалы стали растушевывать, благодаря чему индустрия пошла по пути создания более мягких и податливых составов подводок.
Тушь для ресниц
В отличие от теней, тональных средств и губной помады, аналоги которых существовали и в глубокой древности, тушь для ресниц – бьюти-открытие XX века. Хотя и считается, что аналогичное по функциям средство было изобретено еще в середине XIX века Юджином Риммелом, продукт, максимально приближенный к современной туши по составу, появился только в 1915 году. Его изобрел фармацевт Террид Уильямс, основатель компании Maybelline. В названии свой фирмы он использовал имя младшей сестры Мэйбл (Maybel), так как, признался, что идею продукта подсмотрел именно у нее. В то время тушь была сухой и наносилась на ресницы при помощи влажной щеточки.
Популяризировать разработку Уильямсу помог Голливуд. В 20-е годы потребителями туши стали актрисы Тед Бара и Пола Негри, а в 30-е моду на густо накрашенные ресницы продолжили двигать Марлен Дитрих, Грета Гарбо и Бетт Дейвис. Конечно же, с ростом популярности продукта у Maybelline появились конкуренты. Свою лепту в эволюцию продукта внес один из самых известных визажистов того времени Макс Фактор. Он добавил в состав туши карнаубский воск, который придавал ресницам не только цвет, но и блеск. В 1939 году свою формулу предложила Элена Рубинштейн, добавившая в состав туши скипидар, который сделал продукт водостойким. Однако нововведение на тот момент не прижилось, так как секретный ингредиент поголовно вызывал аллергию.
До середины 1950-х производилась только брусковая тушь, которую нужно было разводить водой. Привычную нам упаковку тубу в 1957 году изобрела все та же Элена Рубинштейн. В 1960-е годы, когда в моде были очень пышные ресницы, популярность товара росла год от года. Тогда были изобретены пигментированные продукты, мода на которые резко возросла в 1980-е благодаря принцессе Диане, которая красила ресницы исключительно синей тушью. С момента своего появления и до наших дней тушь прошла огромный эволюционный путь, направленный не только на упрощение ее эксплуатации, но и на изменения состава, из которого ушли компоненты, вызывающие аллергию и другие вредные последствия для здоровья.
Тональные средства
Цвет кожи и ее несовершенства заботили женщин на протяжении всей истории. Способы выбеливать лицо и маскировать недостатки известны со времен древних цивилизаций. Однако именно в начале XX века появился первый продукт, который позволял добиться на этом пути эффекта естественности. Конечно, в 1914 году представления о естественности сильно отличались от наших, но тональное средство, разработанное Максом Фактором, действительно стало прорывом для своего времени. Будучи киновизажистом, он решил предложить актрисам совершенно новое средство, которое не создавало бы эффекта маски. В продукте были объединены база и пудра, которые раньше наносились на кожу отдельно. Крем состоял из талька и пигментов и наносился при помощи спонжа. В широкую продажу это средство, называвшееся контактной пудрой (Pan-Cake), поступило в 1936 году.
Принцип, заложенный сто лет назад Максом Фактором, используется в производстве тональных средств и по сей день. Эволюция продукта пошла по пути облегчения текстуры и добавления свойств увлажняющих кремов. В результате сегодня мы имеем такие гибридные продукты, как BB- и CC-кремы, представляющие микс уходовой и декоративной косметики.
Пудра
Тертый мел, толченые бобы, свинцовые белила – вот далеко не полный перечень бьюти-ухищрений, на которые на протяжении истории шли люди, чтобы сделать свою кожу красивой. Причем, в процесс включались не только женщины, но и мужчины, которые в течение XVII—XIX веков охотно пудрились наравне с представительницами прекрасного пола. Главные отличия пудр, имевшихся в арсенале модников до начала XX века, состояли в нестабильности их текстур, которые требовали постоянного обновления, и наличии компонентов (вроде свинца), которые губили здоровье.
Революцию в этом направлении произвел Макс Фактор, предложив в 1935 году компактную пудру. Она была спрессована и заключена в плоский футлярчик. Называлась пудра «Блинчик». Теперь женщины не должны были посыпать себя ею с ног до головы, а затем убирать излишки с волос, плеч и т. п. Они получили возможность использовать продукт более точечно – на проблемные участки кожи.
Общедоступной компактную пудру сделала Элена Рубинштейн, которая смогла наладить более бюджетное ее производство. Массово данный продукт на рынок в 1940-е годы стала поставлять Элизабет Арден. В 1950-е годы пудра и стильные пудреницы стали фетишами для женщин всего мира. Косметические компании разрабатывали изысканные футляры, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Тяжелые времена для производителей пудры настали, когда мир захватила мода на загар. С этого момента началось планомерное расширение палитры и разработка скульптурирующих продуктов, столь популярных сегодня.
Румяна
Модой на румянец мы обязаны Екатерине Медичи, которая правила в 30-е годы XVI века. Для королевы косметический продукт производили медики, получая румяна, смешивая воск и натуральный краситель кармин. В некоторых странах Европы производители румян долгое время использовали в их составе киноварь – ртутный метал. Наверное, не стоит уточнять, как такой мейкап отражался на здоровье.
До начала XX века румяна содержали опасные для жизни компоненты
На качественно новый уровень производство румян вывел Макс Фактор. Его продукт имел в основе тальк, который используется в производстве по сей день. Именно тогда, в 1914 году, румяна стали продавать в маленьких цветных футлярчиках, которые соответствовали оттенку средства. И это тоже было революцией — теперь женщина могла подобрать цвет румян, который подходил ей, в то время как до начала XX века у румян был единый карминовый оттенок. Надо сказать, что коренных изменений в производстве румян за последние сто лет не произошло (читайте также: Только для избранных: дефицитная косметика времен СССР — а вы ее помните?).
Уходовая косметика
После того как инновационные разработки производителей провели к появлению продуктов, которые хорошо фиксировались или вообще не смывались водой, назрела необходимость предложить женщинам косметику, которая будет реанимировать кожу после таких воздействий. Пионером этом направлении стала Элена Рубинштейн. Именно она разработала в 1930-е годы идею деления кожи на типы — нормальная, сухая, жирная — и сообщила женщинам о том, что уход должен подбираться именно исходя из этих параметров. Элена разработала систему очищения и увлажнения кожи, а также впервые предложила кремы, обогащенные витаминами (читайте также: Мейкап по-советски: тренды макияжа женщин во времена СССР).
Также прибегать к комплексному уходу за кожей предложила женщинам и Элизабет Арден. Она выдвинула идею о том, что кожа нуждается в четырех этапах ухода: очищение, тонизирование, увлажнение и питание. Надо сказать, что постулаты косметологии, заложенные Рубинштейн и Арден сто лет назад, являются основой косметологии и сегодня.