Да, они придумывали самые разные лайфхаки не от хорошей жизни, а ради экономии. А мы в нашу эпоху всеобщего потребления пытаемся жить более осознанно. Ну и экономия тоже никому еще не мешала. Мы собрали 7 привычек из нашего советского прошлого, которые снова вошли в моду.
1. Авоськи
Мы их называем экосумками или шоперами. Многоразовую сумку для продуктов можно купить практически в любом крупном (и не очень) сетевом супермаркете в среднем за 100 рублей. Свои шоперы предлагают модные бренды, и стоить эти самые авоськи могут очень недешево. DKNY, например, можно купить за 26 тысяч рублей, Ralph Lauren — за 65—70 тысяч. А обычные авоськи, связанные в крупную ячейку, стоят около 70— 100 рублей.
Купить многоразовую сумку стоит по нескольким причинам. Во-первых, это, если говорить о высоком, снизит количество пластика на планете. Ведь частицы полимеров даже в нашей крови находят. Во-вторых, можно сэкономить на пакетах. Стоят они сейчас около 5—8 рублей, так что тканевая сумка окупится за 10—15 походов в магазин.
2. DIY-средства
Do It Yourself — то есть сделай сам. Раньше на средствах бытовой химии не то чтоб экономили — их просто купить было крайне сложно. Поэтому виртуозно научились смешивать соду и перекись водорода, лимонной кислотой выводили пятна, а пол мыли солью. Потом начался бум промтоваров, чудо-средства для уборки вдруг стали доступными. А сейчас хозяйки снова стараются минимизировать количество бытовой химии и возвращаются к истокам. Тем более, что смесь соды и уксуса зачастую справляется с поставленными задачами ничуть не хуже распиаренных магазинных средств.
3. Пошив на заказ
Купить пальто или платье в советские времена было не так-то просто. Во-первых, особо не на что, во-вторых, негде и нечего. С тканью дела обстояли чуть проще, поэтому шили на заказ — либо сами, либо в ателье или у знакомых мастериц. Сейчас мы поступаем точно так же, но уже потому, что магазинная одежда в чем-то не устраивает — материал не тот, по фигуре не садится, или просто придумали идеальную модель, а производители одежды до такой еще не додумались.
Это касается не только одежды — на заказ делают мебель, шьют обувь, даже духи и кремы составляют. Наши мамы о таком могли только мечтать.
4. Закрутки на зиму
Когда-то это было жизненно необходимо. Сейчас плоды с собственных шести соток в промышленных масштабах заготавливают разве что жители сельских районов, в городе такой возможности просто нет. Но многие хозяйки тоже делают закрутки на зиму: покупают у дачников овощи, яблоки, ягоды, варят варенье и даже делятся рецептами экзотических джемов, например из топинамбура или из апельсинов с манго. По крайней мере так ты точно знаешь, что ты ешь.
5. Домашняя еда
Когда только появилась возможность заказывать фастфуд на вынос или с доставкой, многие этим пользовались. Поесть вне дома было в новинку и даже считалось признаком некоего достатка. Сейчас перекусы в кафе или обед из полуфабрикатов — дело обычное. Настолько, что нормальная домашняя еда иногда кажется роскошью, ведь на нее зачастую нет ни времени, ни сил. Однако мода на здоровый образ жизни диктует свои условия: нужно правильно и качественно питаться. Приходится готовить.
6. Вторая жизнь старых вещей
Из любимой футболки можно сделать кучу всяких полезных штук — ту же авоську, например, или декоративную наволочку. Отжившие свое вещи при наличии сноровки и фантазии можно превратить в полезные и совершенно новые. Наши мамы тоже умели такое делать: брюки или пальто можно перелицевать, из старой юбки сшить детские штаны, из рубашки — платье для дочки. Однако они делали это, потому что деваться было некуда. А мы так делаем, потому что это интересно, к тому же всякий хэнд-мейд сейчас в моде.
7. Рациональное использование продуктов
В этом году подсчитали, сколько еды выбрасывают в России, — около 17 млн тонн. Безумное расточительство. Наши родители такого себе позволить не могли, в эпоху тотального дефицита не до жиру. Все съедали до последней крошки, любая хозяйка знала, как из одной курицы приготовить несколько разных блюд. Сейчас постепенно в нашу жизнь этот тренд возвращается: осознанное потребление входит в моду. И это не может не радовать — все больше людей понимают, что нельзя относиться к своей планете бездумно и потребительски, подобно детям, дорвавшимся до конфет.