В 1970 году швейцарский художник Даниэль Споэрри провозгласил еду материалом для художественных экспериментов, одна тема пищи начала волновать деятелей искусства гораздо раньше. Какая же роль отведена кулинарии и еде в культуре и почему это важно для нас? На этот вопросы ответили «Лента Magazine» в партнерстве с Русским музеем.
Символы эпохи
Еда — это не только наследие предков и традиции, но и символы времени, политических и экономических событий, показатель социального расслоения и иерархии. Ноябрьский арт-номер «Лента Magazine» в партнерстве с
Основной арт-проект номера называется «Искусство рядом» и позволяет погрузиться в полноценный экскурс истории еды, русских трапез и традиций. Знали ли вы, что в Россию натюрморт с пищей пришел только в XVIII в., а до этого такой жанр использовался только в учебных мастерских и считался низким? Еще больше открытий и обзоров вы сможете прочитать в новом номере
В новом выпуске журнала собраны произведения из коллекции Русского музея и современное прочтение «гастрономических сюжетов», на которых был сфокусирован взгляд художников. Посмотреть действительно есть на что. Например, русские художники обожали писать боярские пиры, которые вызывали зависть у всей Европы. Кустодиев, Серебрякова, Петров-Водкин, Малевич, Коровин и многие другие успели воздать почести кулинарии на своих полотнах.
В Русском музее собрана огромная коллекция работ, так или иначе связанных с пищей и искусством кулинарии. При этом все собрание насчитывает около 420 тысяч экспонатов, созданных в период с Х по XXI в. и отражающих основные виды, жанры и направления в искусстве. В новый выпуск журнала вошла лишь малая часть шедевров, но даже они способны рассказать о богатстве традиций и особенностях русской трапезы.
Кураторы Русского музея отмечают, что произведения искусства на тему кулинарии можно использовать как справочник по истории: «Сцены пиров и трапез, натюрморты с изображением разнообразной снеди ничуть не меньше отражают идеи современной художнику эпохи, чем изображение архитектуры, предметной среды или костюмов героев».
Преемственность, вдохновение и традиции
Прелесть еды в том, что она недолговечна. Именно это так вдохновляет современных художников — поклонников направления Eat art. При этом к процессу становятся причастны все — творец, зрители и те, кто употребляет блюдо. Можно смело назвать этот жанр даже полноценным перформансом — «искусство еды» разрешает и просто смотреть, к примеру, на подвешенное яблоко, либо становиться участником поедания, например, в ресторане. В этом основная революционность жанра — к нему может прикоснуться каждый.
К Eat art можно стать ближе, познакомившись со множеством интересных рецептов в «Лента Magazine». Например, в материале «Как по нотам» рассказано о тонкой связи музыки и коктейлей, статья «Игра в классики» повествует о знаменитых писателях и их гастрономических предпочтениях.
Листая страницы журнала, можно не только углубиться во взаимосвязи еды и искусства, но и научиться самому устраивать настоящие перформансы на кухне. Например, материал «Павловские сезоны» рассказывает о легендарном десерте, вдохновленном знаменитой русской балериной Анной Павловой, и отвечает на вопрос, как приготовить идеальную меренгу с первого раза. Возможно, после прочтения журнала вы создадите свой десерт в честь любимой актрисы или балерины?
Люди во все времена тянутся к красоте, стремятся к творческому самовыражению — музыкальному, живописному, литературному, дизайнерскому, кулинарному. Все эти типы искусства связывает возможность эффективно снять стресс, перезагрузиться и наполниться новыми эмоциями.
При этом искусство помогает сохранять традиции, прослеживать связь времен и перенимать опыт предков. Как именно это сделать через еду и Eat Art, читайте в новом выпуске «Лента Magazine» и Русского музея! Получить печатную версию журнала можно при покупке от 2500 рублей в магазинах «Гипер Лента» и «Лента Онлайн», а ознакомиться с электронной версией можно