Модерн, натюрморт, красный — звучит как набор слов, но на самом деле эти ключевые слова определяют чувство «голода» в живописи. Это подтвердил опрос «Х5 Клуба», который составил рейтинг самых «аппетитных» картин известных художников. Какие именно полотна вошли в топ — расскажем в нашей статье.
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»
Самая «аппетитная» картина по мнению россиян обязана этим званием пышному убранству стола и главной героине полотна.
На написанной в 1918 году картине Кустодиев запечатлел момент чаепития дворянки Галины Адеркас. Перед белотелой купчихой раскинулась трапеза с богатыми угощениями: булочками, кексами, кренделями, фруктами, а венчает этот пир ярко-красный спелый арбуз — именно благодаря нему и появляется желание что-то съесть.
Красный цвет передает атмосферу изобилия, ассоциируется с удовольствием и наслаждением, что и вызывает аппетит.
Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами»
Картина «Натюрморт с сырами» Флориса ван Дейка была создана около 1615 года. Ван Дейк был известен своими натюрмортами, в которых он передавал прекрасно освещенные предметы с удивительной точностью и тщательным воссозданием текстур.
Именно эта реалистичность деталей и способствует появлению аппетита — оттенки и текстуры сыров ощущаются практически наощупь, а мастерство художника в работе со светом и тенями, падающими на сыры, делает картину еще более привлекательной и «аппетитной».
Клара Петерс «Натюрморт с апельсином, оливками и пирогом»
Художники Клара Петерс и Флорис ван Дейк работали на одной кухне — в одно время и в Голландии, отчего стили их живописи похожи между собой. Как и ван Дейк, Клара Петерс мастерски работала с натюрмортами в реализме и с особой детализацией прорабатывала каждую картину, добавляя туда одну характерную деталь — свой автопортрет в отражении посуды.
Полотна художницы известны утонченными композициями, которые показаны с низкой точки обзора, и мастерством передавать текстуры. Натюрморт с апельсином, оливками и пирогом, написанный около 1611 года, — не исключение. Проработка деталей убранства стола и всех блюд надолго цепляет взгляд, поэтому «устоять» перед голодом почти не возможно.
Караваджо «Корзина с фруктами»
Родоначальник итальянского натюрморта Караваджо написал картину «Корзина с фруктами» около 1596 года, и это полотно — пример филигранной работы художника с объемами. Фрукты на картине ощущаются тактильно, сочетая при этом множество фактур и выделяясь на плоском ровном фоне.
При этом фрукты далеки от идеала: Караваджо представил яблоко с червоточинами, а некоторые листья уже успели завять — такой натуралистический подход сразу отсылает к родным садам, где можно поднять наливное яблоко с земли и сразу съесть его, настолько оно вкусное.
Зинаида Серебрякова «За завтраком»
Картина «За завтраком» Зинаиды Серебряковой написана в 1914 году — и ее второе и более верное название «За обедом» в соответствии с французской традицией называть обеды завтраками сразу объясняет накрытый сытными блюдами стол (читайте также: Тест в один клик: выберите картину Ван Гога, и мы назовем ваш самый большой страх).
На картине Серебряковой изображены ее дети — Шура, Женя и Таня, которые в общей атмосфере теплоты и спокойствия (на это влияют выбранные художницей синие и белые оттенки) заняты обедом. Бабушка или няня разливает суп по тарелкам, где-то лежит свежеиспеченный хлеб — такая картина сразу ностальгией отсылает к детству и не может не вызвать аппетита.
Клод Моне «Завтрак на траве»
Картина французского художника Клода Моне «Завтрак на траве» создана в 1866 году — живописный пейзаж, одна из ранних работ импрессиониста, еще не полностью соответствующая этому течению.
Картина изображает пикник на берегу реки, где группа молодых людей наслаждается природой, обществом друг друга и едой — такие вот шашлыки по-французски. Усиливают чувство аппетита и свежие фрукты и ягоды, красиво сервированные, и большой торт, и индейка на тарелке, и вино — яркие и сочные цвета, использованные в работе, так и вызывают желание присоединиться к такому пикнику.
Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками и апельсинами
Натюрморт с яблоками и апельсинами — работа французского постимпрессиониста Поля Сезанна, учителя Пикассо, созданная около 1900 года. На полотне изображены апельсины и яблоки, расставленные на столе, в традиционном стиле для жанра натюрморта.
Мастерство художника в передаче текстуры и цвета фруктов создает такую выразительность, что можно почувствовать их аромат и вкус — игра света и тени усиливают реалистичность и объемность изображения, делая фрукты почти осязаемыми.
Анри Матисс «Обеденный стол»
Уже с первого взгляда на картину можно уловить оригинальность живописца Анри Матисса — его ранняя работа не относится к определенному жанру и отсылает сразу и к портрету, и к натюрморту.
«Обеденный стол» вызывает аппетит благодаря своим ярким и насыщенным цветам — стол, пока накрытый только свежими фруктами, хлебом, вином, предвещает большой обед, за которым соберется целая семья. Ну как здесь не захотеть присоединиться к пиршеству?
Пьер Ренуар «Завтрак гребцов»
«Завтрак гребцов» написан в 1881 году Пьером Огюстом Ренуаром в самом сердце импрессионистского жанра — Франции. На портрете запечатлена встреча близких друзей художника за завтраком — Ренуар восхваляет приятную компанию, изысканную еду и вина, чарующий вид где-то на Сене (читайте также: Опасная красота: 13 картин, которые приносят в дом несчастья).
Полотно также отличается яркими и сочными цветами, которые придают блюдам особую аппетитность. Картина при этом наполнена легкостью и движением — их удалось изобразить благодаря активной мимике и жестам людей, и просто пространством вокруг. Оно словно призывает присоединиться и наслаждаться, попробовать прочувствовать свободу.
Уэйн Тибо «Торты»
Воспевающий десерты поп-арт художник Уэйн Тибо активно работал с натюрмортами с натуры, что нехарактерно для других поп-артистов, и «Торты» не стали исключением — «радостный» почерк автора очень узнаваем.
Изображение десертов принесло художнику особую известность — сам Тибо отмечал, что «банальность этих десертов настолько безусловна, что художники забывают, насколько еда бывает живописна». Именно эта простая живописность и способствует чувству аппетита — реалистичные десерты словно созданы не с помощью масляной краски, а из муки, масла и сахара.
Самая неаппетитная картина
Винсент Ван Гог «Едоки картофеля»
Самая «неаппетитная» картина в рейтинге «Х5 Клуба» по версии Россиян — «Едоки картофеля» Ван Гога, созданная в 1885 году. Полотно создавалось в период творческих поисков художников и отличается «сырой» реалистичностью — никакой идеализации семейного ужина или украшения стола.
Картина передает тяжелый труд крестьянского класса и отражает простую, но суровую реальность их жизни, а мрачные тона и работа с тенями совершенно не добавляет аппетита.