Художники создают шедевры, коллекционеры борются за право обладать ими. Но даже среди самых известных картин есть те, что окружены недоброй славой.
Иван Крамской. «Неизвестная»
Художник задал современникам загадку, на которую так и не нашлось ответа: кто же эта женщина, в которой всем виделись неуловимо знакомые черты. Притягательный взгляд таинственной незнакомки со временем стал казаться зловещим.
Рассказывают, что Павел Третьяков отказался купить картину для галереи, после чего она оказалась в частной коллекции. Вскоре владельца неожиданно бросила жена, и он поспешил перепродать портрет. Второй хозяин потерял в пожаре дом и почти все имущество, но картина осталась невредимой.
Третий обладатель «Неизвестной» разорился. Даже покинув страну, полотно, по слухам, продолжало приносить несчастья, пока не вернулось в Россию в 1925 году, оказавшись, наконец, в Третьяковской галерее.
Диего Веласкес. «Венера с зеркалом»
Два с половиной века эта прекрасная картина приносила всевозможные беды своим хозяевам, пока саму ее не порезали ножом. Первый же владелец полностью разорился: он был купцом, и снаряженные им суда неожиданно затонули, а то, что уцелело, присвоили пираты. Так что остатки имущества были вынужденно распроданы, «Венера» в том числе.
Второй лишился всего своего состояния в одно мгновение: в его портовые склады ударила молния, вызвавшая пожар. Купившего картину с аукциона ростовщика ограбили и зарезали через несколько дней (читайте также: Тест в один клик: выберите картину Ван Гога, и мы назовем ваш самый большой страх).
В 1906 году работа Веласкеса оказалась в Лондонской галерее. Ее выставили в экспозиции, и тут нападению подверглась сама Венера. На картину накинулась с ножом Мери Ричардсон, решившая, что изображение унижает достоинство женщин. Реставраторам удалось восстановить «Венеру с зеркалом», сама же она будто утратила свою роковую силу после травмы.
Карл Брюллов. «Всадница»
В советское время репродукцию этой картины размещали в школьных учебниках, так что знали ее практически все. А вот о судьбе героини учителя не рассказывали. Юная Джованнина была племянницей итальянского композитора Паччини.
После смерти дяди родственников не осталось, и ее забрала к себе русская графиня Юлия Самойлова. Девушка попала в атмосферу любви и роскоши, получала хорошее образование и даже стала моделью для прекрасного художника Карла Павловича Брюллова, который запечатлел ее гарцующей на коне.
По трагическому стечению обстоятельств именно конь стал причиной скорой гибели Джованнины Паччини: выпав из седла во время прогулки, она была затоптана несущимся скакуном. Портрет окутала дурная слава: его остерегались брать в свои дома коллекционеры, особенно если в семье подрастали дочери.
Джованни Браголин. «Плачущий мальчик»
Когда картина, написанная в 50-е годы прошлого века, была представлена публике, многие были поражены ее реалистичностью. Пошли разговоры, что это не случайно: художник, по слухам, пугал собственного сына, зажигая перед его лицом спички, которых ребенок боялся (читайте также: Сколько лет было девушкам со знаменитых картин и как выглядят их ровесницы сейчас — вы удивитесь).
Изображение стало популярным: во многих домах висели репродукции. И вот, в середине 80-х, вдруг пошла целая волна пожаров в тех домах, где они находились. На совпадение, возможно, никто не обратил бы внимания, если бы не одна деталь: картинка оставалась нетронутой огнем и лежала невредимой посреди пожарища.
Расследование британской газеты The Sun в 1985-м подтвердило: владельцы сгоревших квартир действительно в разное время разместили в интерьере копии «Плачущего мальчика». Была объявлена целая акция «Сожги мальчишку»: волонтеры скупили все репродукции, которые удалось найти, и показательно сожгли их на большом пустыре. Оригинал, однако, уцелел и находится в частной коллекции анонимного владельца.
Клод Моне. «Водяные лилии»
Еще одна картина, с которой связывают десятки пожаров в домах и музеях, принадлежит кисти знаменитого французского импрессиониста. Лилий им написано множество, но только эту версию окружили зловещие слухи.
Рассказывают, что первой жертвой стал сам Моне: сразу после завершения картины у него полностью выгорела мастерская. Большинство картин погибло, но «Водяные лилии» остались целы. Расстроенный художник продал их в кабаре на Монмартре, которое… сгорело через месяц!
Целехонькое полотно купил парижский коллекционер Отто Шмидц, и через год в его кабинете начался пожар, охвативший весь дом. Однако стена, на которой висели «Лилии», уцелела.
Картину перепродавали несколько раз, пока не случился нашумевший пожар в Музее современных искусств в Нью-Йорке в 1958 году. В огне погиб сотрудник музея, и эта жертва словно прервала цепь несчастий. Шедевр так и остался в коллекции музея, но пожары прекратились.
Эдвард Мунк. «Крик»
Одна из самых дорогих и запоминающихся картин из всех, созданных художниками, тоже обладает непростым нравом. Во всяком случае ходят легенды, что полотно мстит каждому, кому случается его «обидеть».
Однажды сотрудник музея, где хранилась картина, случайно ее уронил. С того самого дня у него начались жуткие мигрени. Головные боли были настолько сильными, что довели до самоубийства. Другой служащий не удержал «Крик» в руках при смене экспозиции. Несколько дней спустя он попал в страшную аварию и получил множество переломов. А посетитель, украдкой потрогавший холст, якобы сгорел заживо.
Дальше следует целая череда историй о болезнях, ссорах с близкими и депрессиях тех, кто каким-либо образом соприкасался с этой работой художника. Он и сам словно был проклят: в раннем детстве потерял мать, затем сестру, в 14 лет брата. Другая сестра заболела шизофренией, а сам он страдал настолько тяжелыми нервными срывами, что пришлось прибегнуть к лечению электрошоком.
Питер Брейгель — старший. «Поклонение волхвов»
Как это часто бывало, художник привлек в качестве модели для этой картины свою родственницу. Известно, что кузина, с которой Брейгель писал деву Марию, страдала бесплодием. Отсюда и пошла недобрая слава: рассказывают, что ни один из коллекционеров, в чей дом попадало полотно, так и не смог обзавестись потомством.
Мечтая о детях, владельцы торопились избавиться от «Поклонения волхвов», которое таким образом четырежды переходило из рук в руки. Порочная цепочка остановилась в 1637 году, когда картину приобрел архитектор Якоб ван Кампен, поскольку у него уже были дети, причем сразу трое.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза
Загадочная улыбка Джоконды веками притягивает внимание огромного количества людей. Многие отмечают, что есть в ней какая-то магия. А те, кто настойчиво пытаются разгадать секрет, попадают под странное воздействие.
Первым это испытал сам художник. Люди из близкого окружения Леонардо да Винчи вспоминали, что он был будто одержим картиной, не мог оторваться от работы. Попыткам поправить, перерисовать, изменить детали не было конца. Мона Лиза отнимала у него силы, погружала в депрессию.
Три века спустя о таинственной силе полотна рассказал Стендаль. Писатель долго любовался картиной, не в силах оторвать взгляда от зыбкой улыбки. В какой-то момент сознание помутилось, и он упал в обморок. Сотрудники Лувра подтверждают: обмороки именно перед этим портретом — далеко не редкость.
Ричард Кинг. «Любовные письма» — реплика
Девочка на этой картине выглядит как живая. За миловидным личиком стоит печальная история четырехлетней Саманты Хьюстон. Она была удивительным образом похожа на портрет, написанный до ее рождения. Однажды Саманта оступилась и упала с лестницы, разбившись насмерть.
С тех пор считается, что в картину вселился дух погибшего ребенка. Во всяком случае, постояльцы гостиницы в техасском городке Остин замечают, что выражение лица, изображенного на холсте, мистическим образом меняется. А гости города, приехавшие с детьми, вовсе остерегаются останавливаться в этом отеле.
Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Лопухиной»
Еще в позапрошлом веке считалось, что портрет юной Марии Лопухиной может принести смерть незамужним девушкам. Дело в том, что девушка умерла от чахотки через несколько лет после создания картины. После ее ухода возникла легенда, что та часть души Марии, которая запечатлена в красках, ревнует к живым и забирает у них молодость, красоту и жизненную силу.
Ходили разговоры, что даже руководство Третьяковской галереи сомневалось, стоит ли размещать приобретенный шедевр в открытой экспозиции. Так ли это на самом деле, неизвестно, однако картина абсолютно доступна для посетителей.
Светлана Телец. «Женщина дождя»
Портрет дамы в необычной черной шляпе был написан всего за пять часов. Позже художница призналась, что все это время у нее было странное чувство. Казалось, будто кто-то водит ее рукой, а изображение рождается само собой.
Вскоре работу купили, но затем вернули автору. И так случалось несколько раз подряд. Владельцы жаловались на внезапно накатывавшую печаль, страхи, бессонницу и стойкое ощущение, будто за ними кто-то наблюдает.
Билл Стоунхэм. «Руки сопротивляются ему»
Мальчик и девочка с пустыми глазницами стоят у стеклянной двери, в которую изнутри упираются чьи-то ладони. Мрачное полотно было написано в 1972 году по старой детской фотографии самого художника и его сестры. Стоунхэм показал работу владельцу и искусствоведу «Лос-Анжелес Таймс», и вскоре тот скончался.
Картина попала в частную коллекцию актера Джона Марли. Прошло несколько лет, и владелец умер. Никто из наследников не захотел взять произведение искусства себе, его попросту выбросили на свалку.
Нашедшая ее семья повесила картину в доме, и в первую же ночь четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на ней дерутся. Затем стала рассказывать, что мальчик и девочка были за дверью. Говорят, что отец семейства даже поставил видеокамеру с датчиком движения, и за ночь она сработала несколько раз.
Картину выставили на интернет-аукцион, где она вызвала необычайное волнение: посыпались письма с жалобами на головные боли, резкое ухудшение самочувствия и даже сердечные приступы. Куплена она была для частной галереи, но окружающие ее страхи и требования сжечь не прекратились и после этого.
Эдвин Генри Ландсир. «Человек предполагает, Бог располагает»
В середине XIX века Европу потрясла история экспедиции Джона Франклина. Трижды успешно побывавший в Арктике исследователь организовал очередное рискованное путешествие в 1845 году. Но четвертая попытка не удалась: экспедиция пропала без вести. Трагическая судьба путешественников стала основой фильмов, книг, документальных эссе.
Одну из версий гибели исследователей изобразил на своей картине британский художник. Работа попала в галерею лондонского колледжа Ройял-Холлоуэй, и спустя некоторое время произошло самоубийство. В прощальной записке погибший студент написал: «Белые медведи заставили меня сделать это».