Я окончила журфак МГУ, специализировалась в визуальных коммуникациях. Долгое время занималась графическим дизайном и рекламой, вела несколько крупных проектов как аккаунт-менеджер. И всегда на фрилансе. Так получилось, что я никогда не работала на кого-то – только на саму себя. Конечно, случались и периоды застоя, когда все проекты сданы, а новые еще не появились… В это время, переживая из-за отсутствия дела, я рассылала резюме в рекламные агентства и дизайн-студии. Но через несколько недель на горизонте появлялись интересные заказчики, новые проекты, и желание сидеть в офисе уходило, как страшный сон.
В целом я была довольна таким образом жизни. Каждый проект приносил знакомство с интересными людьми, всегда учил чему-то новому. Но в один момент меня начали посещать идеи, чтобы сделать собственный проект, который приносил бы людям радость и пользу. Но что? Я даже не представляла…
Сшить подушку в подарок
Однажды сестра мужа попросила в подарок две подушки на новый диван. Бриф был простой и четкий: оранжевые квадратные подушки из мягкой натуральной ткани. Казалось бы, куда проще: покупай и дари. Но не тут-то было! Мы облазили все интернет-магазины и не нашли ничего подходящего: либо не было нужного цвета, либо ткань казалась плохой, либо цена равнялась стоимости нового дивана.
А почему бы не сделать коллекцию классных подушек, подумали мы с мужем. Идею поддержали моя мама и сестра. Мы все люди творческие, начали придумывать, искать ткани, отделку. Договорились со знакомой портнихой, отшили первые наволочки.
Бизнес-плана не было, никто из нас не воспринимал это дело всерьез. Это было хобби, которому уделяли не больше времени, чем позволяла основная работа. Продавать решили через интернет-магазин. Благо я работала со многими программистами: мне помогли с сайтом, дизайн нарисовала сама. Название родилось из ниоткуда – просто появилось, и пазл сошелся. Как мелодия слагается из нот, дом соткан из деталей. У каждого человека мелодия своя, и нет похожих. Мелодия дома – Home Melody!
Чтобы показать нашу первую первую коллекцию, мы организовали вечеринку, позвали друзей и знакомых. За несколько дней первые подушки разлетелись, а мы с энтузиазмом продолжали творить. Через два месяца заработал сайт, первый заказ через интернет-магазин появился еще спустя месяц.
Сложный выбор
Затем мы начали активно продвигать сайт, вложили деньги в контекстную рекламу, сделали аккаунт на Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) – и пошло-поехало! Проект стал занимать все больше времени, а через год наступил момент, когда кому-то из нас пришлось делать выбор: или Home Melody, или основная работа.
Выбор сделала я, поскольку идея была моя. В итоге довела текущие проекты до конца и с головой окунулась в мир подушек.
Первое время вся прибыль Home Melody шла в развитие: закупали новые ткани, нанимали новых сотрудников, дорабатывали сайт, инвестировали в рекламу. Я работала по 12 часов в сутки и первое время делала очень многое сама: придумывала дизайн, курировала работу портных, принимала и собирала заказы, фотографировала новые подушки, наполняла сайт, занималась продвижением. Ко всему прочему, если подводили курьеры, я или муж доставляли заказы.
Выйти на телевидение
Сначала мы продвигали проект через Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), использовали контекстную рекламу, публиковали статьи на онлайн-ресурсах, посвященных интерьеру и декору. В какой-то момент нам заказали подушки для программы «Чистая работа» на РЕН ТВ – так началось наше сотрудничество с телевидением.
Следующей программой стала «Фазенда» на Первом канале, с которой мы проработали два года, потом «Квартирный вопрос» и «Дачный ответ» на НТВ. Это был успех: Home Melody стал узнаваемым брендом!
Сейчас мы продаем сотни подушек ежемесячно через собственный интернет-магазин и некоторые магазины декора по всей России и в Белорусии. Также мы делаем коллекции для других брендов, нам заказывают подушки для кафе, ресторанов, отелей.
Бизнес в кризис
В первые недели кризиса продажи ощутимо упали, но через пару месяцев вернулись на прежний уровень. Падение рубля сыграло нам на руку: нашими основными конкурентами на тот момент были европейские подушечные бренды, продукцию которых импортировали крупные магазины. Буквально за полгода стоимость этих подушек выросла в два раза, и покупатели стали предпочитать нас европейским конкурентам.
Мы делали все, чтобы сохранить цены на адекватном уровне, это при том, что стоимость ткани и фурнитуры также выросла вдвое.
В настоящее время мы занимаем серединное положение на рынке между премиальными брендами и интерьерным масс-маркетом. Себестоимость у нас высока, все подушки делаем вручную, и конкурировать по цене с продукцией крупных компаний, сшитой на поточном производстве в Китае, мы не можем. Но это и не наша цель. Нам важнее сохранять высокое качество и предлагать классный дизайн за разумные деньги.
Кстати, о дизайне. Идеи для коллекции часто возникают сами собой. Например, когда бываю в гостях, часто думаю: а какие подушки я бы использовала для этого дома? Начинаю фантазировать, всегда исхожу из интересов и вкуса хозяев.
Также меня очень вдохновляют путешествия. Из каждого нового места приезжаю с кучей новых мыслей и планов. Только что вернулась из Швеции с полностью сформированной в голове и набросках коллекцией (конечно, в скандинавском стиле). Еще часто помогают фото прользователей в соцсетях, особенно в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).
Ничего не бояться
Всем, кто тоже мечтает открыть свой стартап, я бы посоветовала не бояться выходить из зоны комфорта. Только там, за пределами привычного, настоящая жизнь. Совет банальный, но мало кто решается.
Идите к успеху небольшими шагами. Когда обдумываешь новое дело и видишь, сколько всего надо сделать, это пугает, угнетает и лишает желания что-либо делать вообще. Поэтому наметьте себе цель, разбейте на небольшие этапы и идите к своей мечте шаг за шагом.