«Нельзя думать, что если у вас появился на свет особенный ребенок, то вам плохо, а другим, у кого обычные дети, — хорошо. Со всеми людьми и детьми бывают проблемы. Каждому ребенку сложно учиться, находить себя и развиваться. Поэтому нельзя опускать руки, расслабляться, необходимо идти вперед и верить, что обязательно увидишь маленькую, но победу. Надо уметь им радоваться и хвалить ребенка и себя за них».
«Мозг не развивается, если не развивается тело»
Сначала я не очень понимала, зачем моей дочери нужен спорт. У нас была активная реабилитация — ABA-терапия (один из наиболее эффективных способов коррекции аутизма), она помогла. Врачи анализировали поведение ребенка, определяли, на что проявляется негатив, а потом строили схему, чтобы бороться с ним. К нам ходили тренеры шесть раз в неделю, логопеды, мы занимались лечебной ездой на лошадях…
Я, конечно, читала специальную литературу и в какой-то момент поняла самую главную вещь — твой мозг никогда не будет развиваться, если не развивается тело. Ведь координация движений напрямую связана с различными отделами мозга, которые отвечают в нашей жизни за многое, все вместе, как большой оркестр. Я осознала, что мы не сделаем шага вперед, если не займемся спортом.
Повела Саньку на плавание, но с бассейном у нас не сложилась, она не любит воду в помещении. А потом часто простужалась, болела, день ходили плавать — неделю лечились, другое дело море — там дочка купается с удовольствием.
После в нашей жизни появилась гимнастика, а затем, когда познакомились с Натальей Белоголовцевой, и программа «Лыжи мечты». Решила попробовать разработанную ими методику. Года три назад мы встали на ролики. Программа «Лыжи мечты» помогает эффективной реабилитации людям с детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями зрения и другими ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий горными лыжами, роллер-спортом и командными играми.
Я сама на лыжах кататься с горы боюсь, на роликах тоже не умею, на коньках только десять шагов по катку могу сделать, а тут увидела, как Саня, наверное, уже на пятое-шестое занятие начала хорошо контролировать свое тело. Причем не просто на рефлекторном уровне, а сознательно. У нее заработала голова, рефлексы, которые начали давать правильные команды — как управлять руками, ногами, корпусом тела…
Саша была зажатой, а тут к ней пришло понимание, как ей вести себя на роликах в пространстве, управлять телом, чтобы не упасть. Она очень старалась выполнять все задачи, поставленные тренером, даже простейшие — объехать пластмассовые стаканчики на дорожке. И вслед за физическим развитием сразу же пошел и ее интеллектуальный рост, ощущение себя — своего «я». Это было заметно невооруженным глазом, конечно, я стала просить продолжать занятия.
Когда выпал снег, мы встали на лыжи, хотя была не уверена, что моя дочь сможет легко скатиться с горы. Тут нужны и серьезная подготовка, и понимание, как правильно катиться вперед, что совсем непросто. Обычные люди это не сразу схватывают. Но Саша сумела поймать баланс, как управлять телом, перемещать точку опоры в пространстве. Это дало ей огромный стимул. Мы завелись настолько, что вместо пяти занятий откатали месяц, ходили два раза в неделю, пока снег не растаял. Ездили с Сашей в спортивный реабилитационный лагерь и в этом году снова собираемся туда. Мой ребенок до и после лагеря — два разных человека, вижу, как она делает свой очередной маленький шаг для собственного развития.
«Не бывает, что у одного легкая жизнь, а у другого тяжелая»
Ей 11 лет, учится в четвертом классе. Иногда приходит в слезах, получив двойку, а на следующий день уже радуется пятерке. Говорю ей: «Учись, чтобы была умная». А она мне: «Не хочу». Не любит математику, а я ей: «Саша, надо! Впереди у тебя большая и интересная жизнь». Да, порой приходится заставлять, но ничего оригинального вместо этого я пока не придумала. Саше нравятся окружающий мир, литература, физкультура, химия и музыка (поет она хорошо). По этим предметам у нее пятерки. За хорошее хвалю ее от души, за плохое иногда и ругаю, без этого тоже нельзя.
Спорт воспитывает в ней силу воли, когда ты хочешь — не хочешь, а обязан себя собрать, чтобы выполнить поставленную перед тобой задачу, спорт учит справиться с волнением, пойти против своего нежелания. Согласитесь, многие взрослые не всегда способны на такие подвиги.
Саша помогает по дому, все, что я ни попрошу, выполняет — и тарелки помоет, и уберет, и за младшей сестренкой Вероникой присмотрит. Я не могу такой наш прогресс с дочерью объяснить с научной точки зрения, для этого есть специалисты, но я, как мать, заинтересованное лицо, наглядно увидела положительный результат. Лыжи вошли в нашу жизнь. Сама напросилась принять участие в фонде «Лыжи мечты», стала членом попечительского совета.
Считаю, что не бывает такого, что у одного легкая жизнь, а у другого тяжелая. Дети — это не проблема, а счастье и радость, которую дают нам, пока не вырастут и выпрыгнут из вашего гнезда. И такого промежутка времени, когда они были целиком с вами, больше не будет, поэтому надо получать удовольствие от своих чад. Не жалейте себя, встряхнитесь даже в тяжелые минуты и с новыми силами входите в новый день».