О чем мы размышляем, когда смотрим на картину? О замысле творца, цветовой гамме, возможно, о том, подойдет ли это произведение к нашему интерьеру. А как жили натурщики, которые вдохновили известных художников на создание шедевра — мы и не в курсе. В статье расскажем о детях, ставших героями знаменитых картин — как сложилась их судьба, и почему они решили запечатлеться на этих художественных шедеврах.
«Девочка с персиками», Валентин Серов
Итак, эту картину видели многие. Ее показывают детям, начиная со школьной скамьи. На картине изображена некая Вера Мамонтова. На момент написания произведения девочке было 11 лет.
Все случилось в тот момент, когда родительница привезла Валентина Серова в гости в дом семьи Мамонтовых. Тогда живописцу было 22 года. Он подружился с членами семьи и стал часто приезжать.
Однажды, когда Серов в очередной раз был в гостях в 1887 году, в усадьбу вбежала Вера, взяла персик и уселась за стол. Валентину настолько понравилась сложившаяся композиция, что он предложил девочке позировать для картины — и она согласилась. После того, как шедевр был закончен, Серов вручил его маме Веры — Елизавете.
Кстати, после этого Мамонтова еще не раз становилась героиней картин. Так, через 10 лет художник Виктор Васнецов написал с нее шедевр под названием «Девушка с кленовой веткой». А еще именно Вера стала прототипом для создания образа Аленушки.
Судьба у Мамонтовой сложилась довольно трагично. Женщина ушла из жизни рано. Она скончалась в 32 года от пневмонии. У Веры на тот момент осталось трое детей.
«Опять двойка», Федор Решетников
И эта картина, практически ставшая мемом, знакома каждому. И у нее есть своя история. Так, советский художник Федор Решетников в начале хотел написать картину о том, как ребенок получил пятерку. Он ходил по московским школам, бывал на уроках и смотрел на реакцию детей на полученные отметки. Тогда-то художник и заметил, что пятерки дети воспринимают спокойно, а вот на двойки — реагируют бурно, поэтому Решетников и изменил свой замысел.
В начале была мысль писать написать картину в стенах школы. Но потом собственный сын художника принес домой двойку, и Федор решил — ее нужно делать в домашней обстановке. В качестве центрального персонажа Решетников выбрал наследника своего соседа — авангардиста Густава Клуциса. Именно интерьер его бывшей квартиры и запечатлен на шедевре. В ней после ареста Густава и жил сам Федор со своей семьей.
А сын Клуциса по имени Эдвард, к слову, и не знал, что стал героем такого произведения. Говорят, что большой вклад в написание картины вносила дочь Решетникова. Девочка излагала правки, а отец прислушивался к ее мнению.
«Тройка», Василий Перов
С этой картиной, по сюжету которой дети в лютую зиму тащат за собой тяжелый чан, словно тройка лошадей, связана необычная история. Перов быстро нашел ребятишек для создания образов по краям, а вот с центральным персонажем пришлось помучиться. Художник не мог выбрать, кого нарисовать.
Однажды он шел по улице и увидел женщину с сыном. В мальчике он разглядел центрального персонажа своей картины. Тогда Перов без стеснения подошел и попросил родительницу, чтобы та разрешила ребенку позировать для него, и та согласилась, обмолвившись, что это знак свыше, ведь когда-то у нее было трое детей (как на картине Василия), но двое погибли — остался лишь сын Вася.
Перов начал писать картину, но последние штрихи внес уже в Москве. Тогда он связался с семьей Васи и попросил их приехать — оценить шедевр, но те отказались. Однако, спустя годы, родительница мальчика сама приехала к художнику и начала умолять продать ей картину, поскольку ее сын на тот момент умер. Но Перов уже ничего не мог сделать, ведь шедевр передали в галерею. Тогда он отдельно для матери Васи написал на память портрет ее погибшего наследника.
«Портрет Мики Морозова», Валентин Серов
На этой картине Валентина Серова изображен 4-летний наследник известного на то время промышленника и мецената — Михаил Морозов. Писать это произведение художнику было крайне сложно. Мальчик постоянно срывался с места, убегал и не мог провести без движения ни секунды, но игра явно стоила свеч — портрет получился динамичным (читайте также: Опасная красота: 13 картин, которые приносят в дом несчастья).
Судьба у Михаила сложилась хорошо. Он рос в интеллигентной семье, был скромным и воспитанным. Выучился, получил профессию переводчика. Долгое время преподавал иностранный язык, был консультантом в театрах, работал на филфаке МГУ. Позднее даже стал главным редактором журнала News, который выходил в России на английском языке.
Михаил был женат трижды. За несколько браков обзавелся одним наследником. Скончался мужчина в 1952 году.
«Утро», Татьяна Яблонская
История, связанная с этой картиной, является поистине фантастической. Отметим, что на произведении изображена на тот момент 13-летняя дочь художницы по имени Лена. Картина была написана в коммунальной квартире, где Татьяна жила вместе с наследницей.
Многим произведение напоминало типичную хрущевскую оттепель. Когда картина «Утро» была напечатана в журнале «Огонек», люди вырезали ее и вешали на стену. Так сделал и казахский юноша по имени Арсен, который влюбился в героиню картины.
По счастливой случайности, уже будучи взрослыми, Лена и Арсен встретились в Строгановском училище, куда оба поступили и стали одногруппниками. Тогда дочь Яблонской и призналась, что является той самой девочкой с картины. Между Леной и Арсеном завязался роман. Они поженились, переехали в Алма-Ату, обзавелись сыном.
Влюбленные прожили вместе долгих 40 лет до того момента, как Арсен ушел из жизни (читайте также: Тест в один клик: выберите картину Ван Гога, и мы назовем ваш самый большой страх).
«Менины», Диего Веласкес
На картине Диего Веласкеса изображена семья испанского короля Филиппа IV. В центре произведения одна из его дочерей — Маргарита Тереза, чей образ вдохновлял многих художников. С нее в разное время писали картины Жерар дю Шато, Ян Томас ван Йеперен, Беньямин фон Блок. На момент создания шедевра «Менины» девочке было всего 5 лет.
Уже в 14 она вышла замуж. Позднее родила четверых детей, но трое из них умерли. Выжила только младшая дочь. Маргарита и сама тяжело переживала роды. После четвертых женщина сильно заболела бронхитом и ослабла. Через год после этого ушла из жизни.
«Дочь Советской Киргизии», Семен Чуйков
Натурщицей для картины Чуйкова стала обычная 14-летняя девочка из Киргизии. Звали ее Айжамал Огобаева. Поскольку перед созданием картины автор детально продумал образ до мелочей, девочке приходилось непросто — по несколько часов в день она позировала для Чуйкова на солнцепеке. Однако оно того стоило — картина обрела популярность.
Чуйков позднее предлагал Огобаевой переехать в Москву. Обещал девочке помочь устроиться и начать карьеру, но она отказалась из-за запрета матери.
В итоге Айжамал осталась жить на родине. Там она вышла замуж, родила четверых детей и полностью посвятила себя семье и быту. Все время она поддерживала отношения с Чуйковым, общалась. Позднее они стали дружить семьями. Художник даже назвал собственную дочь Айжамал в честь своей приятельницы из Киргизии.
Огобаева прожила долгую и счастливую жизнь. Женщина скончалась 19 августа 2000 года.
«Стрекоза», Илья Репин
Натурщицей для картины Репина стала его дочь по имени Вера. Девочке тогда было 12 лет. Папа запечатлел ее во время отдыха на даче, сидящей на перекладине. А назвал картину именно таким образом, поскольку Вера неустанно болтала ногами, словно стрекоза.
К слову, дочь была для Репина самой любимой из всех наследников. Он этого и не скрывал, уделяя ей больше времени и даря больше заботы. Вера нравилась многим людям — была душой компании, энергичной, позитивной и добродушной девушкой.
Дочь Репина пробовала свои силы в актерском мастерстве, некоторое время работала в театре. Всю себя Вера посвящала отцу и заботилась о нем до последнего вздоха. После смерти папы девушка уехала из России и перебралась в Хельсинки.