В свое время система «раннее развитие» Бориса Павловича и Елены Алексеевны Никитиных, в семье которых было семеро детей, вызывала немало эмоциональных реакций общества, как положительных, так и отрицательных.
То, что сделали двое учителей опередило не только педагогическую науку СССР, но и современную детскую психологию. Именно поэтому фамилия Никитиных до сих пор на слуху, а их книги не залеживаются на книжных полках магазинов.
Эффективность воспитательных методов этих многодетных родителей доказывает успех их детей в учебе, карьере и семейной жизни. Расскажем об их судьбе подробнее.
Алексей
Старший сын Бориса и Елены закончил МГПИ имени Ленина по специальности физика и астрономия. На данный момент живет в Лондоне и работает инженером-консультантом по разработке электроники.
По словам самого Алексея на выбор профессии «раннее развитие» и особое воспитание никак не повлияли. Но его самые яркие детские воспоминания связаны с часами, проведенными в инженерной мастерской отца.
Антон
Второй ребенок Никитиных окончил Химический факультет МГУ, сейчас живет и работает в Подмосковье в должности заместителя начальника производственного отделения.
В одном из своих интервью Алексей упомянул о том, что известность семьи и постоянная шумиха вокруг их фамилии оставила не самые приятные впечатления — родители часто отлучались для чтения лекций и, как следствие, проводили меньше времени с детьми.
Ольга
Первая дочь в семье Никитиных закончила юридический факультет МГУ с отличием и работает заместителем руководителя юридической службы в крупном акционерном обществе в Москве.
Ольга считает, что особая система воспитания помогла ей не столько в выборе профессии, сколько в процессе усвоения знаний. Родители научили ее осознанно читать, логически мыслить и всегда доводить дела до конца.
Анна
Закончила медицинское училище в городе Москва по специальности «детская медсестра» и работала в процедурной хирургического отделения районной больницы и в медицинском школьном кабинете.
Все умения, полученные Анной в детстве, по ее собственным словам, сильно пригодились ей во взрослой жизни: быстрый счет, выразительное чтение и привычка много двигаться — всегда помогали в учебе и придавали уверенности в себе.
Юлия
Третья дочь Бориса и Елены работает журналистом в пресс-службе крупного предприятия. Педагогическая система родителей дала ей огромный багаж знаний с самого раннего возраста, хорошую физическую форму и привычку к здоровому образу жизни.
Юлия честно признается в том, что такое воспитание имело и негативные последствия: знания в детстве давались слишком легко, и поэтому в более старшем возрасте приходилось заставлять себя учиться, а большая разница со сверстниками создавала проблемы в общении (читайте также: Когда спишь, где придется: 20 честных фото о воспитании детей, которые поймут только родители).
Иван
Младший сын Никитиных отучился в механическом техникуме по специальности «Летательные аппараты», а затем прошел несколько повышений классификации по специальности оператор и режиссер телевидения.
Вспоминая детство, Иван говорит: «Семья с ранних лет вооружила меня уверенностью в том, что любая головоломка решаема, что никаких физических и интеллектуальных ограничений не существует».
Кроме того, Иван вырос самокритичным, нетщеславным человеком, с огромным желанием искать альтернативные решения проблем.
Любовь
Седьмой ребенок Бориса и Елены не менее успешен. Она закончила библиотечный техникум и три года работала в детских библиотеках. После замужества Любовь стала домохозяйкой и подарила своим родителям десять внуков! О времени своего детства она вспоминает с теплом (читайте также: Снимаем розовые очки: 5 мифов в воспитании детей, в которые все верят — а зря).
Главным для младшей дочери Никитиных является то, что дела родителей и детей были общими, они проводили много времени вместе: читали в слух, соревновались между собой. Все ее детские интересы были внутри дома и внутри семьи.
Все дети Никитиных развивались не в силу внешних воздействий, а благодаря креативной среде, в которую поместили их родители. Борис и Елена дали своему потомству творческую свободу, вдохновили их собственным примером и создавали правильные условия для реализации их лучших качеств.