- Александр, каково было вновь вступить в «Универ»?
- На мой взгляд, идея написать продолжение замечательная. По крайней мере я точно обрадовался этому и тому, что жанр совершенно другой, то есть сериал получил некое развитие, мы постарались отойти от ситкома, вышли из павильона, снимали на натуре и с куда большим удовольствием окунулись в процесс. Но самое главное, наши персонажи уже прожили некую жизнь, каждый по-своему развивался, зрители видят их десять лет спустя последних событий.
- В чем разница между вашим Валентином Будейко 2013 года, когда он только появился в сериале, и тем героем, на которого мы будем смотреть сейчас?
- Во времена учебы Валя был скорее роботом-ботаником, действующим по системе координат своей мамы, но столкнувшись с реалиями жизни, отношениями с другими людьми, девушкой, он начал понимать, что все совсем не так как рассказывала мама. Все предыдущие сезоны были про его адаптацию к жизни. Валя прошел этот процесс, десять лет живет вместе с героиней Ани Хилькевич Машей Беловой, он уже более объемный персонаж со своими пристрастиями, недостатками и достоинствами, все это в нем расцвело. Валя по-прежнему такой же умный, зануда, дотошный, въедливый, но более терпеливый, все-таки десять лет брака — это обучение терпению во всех смыслах.
— Правда, что вы отправили заявку на кастинг в проект в 2008 году, а приглашение получили только через пять лет?
- Да, но история немного приукрашена. Я приехал из Санкт-Петербурга в Москву в гости к друзьям. Они пошли на кастинг и меня с собой взяли. Я записал видеовизитку в студии, причем даже не помню, как она называлась, и не уверен, что кастинг тогда был именно на «Универ». Прошло пять лет и меня позвали сыграть в «Универе» небольшой эпизод. А когда пришло время эфира той серии, уже месяц шел кастинг на нового главного героя Валю, и меня на него утвердили. Случилось это чуть ли не день в день с выходом серии, где я в эпизоде. Ее показали только в Интернете, а из эфира убрали.
- «Универ» в какой-то степени изменил вашу жизнь?
- Конечно, это новая существенная ступенька в карьере и смена места жительства. В 2014 году я ушел из труппы театра, где служил десять лет и отправился на вольные хлеба фрилансера в Москву.
- Не жаль было театр бросать?
- Счастлив, что сделал этот шаг, потому что это бесспорное развитие. Я не пришел бы к тому, что есть сейчас, если бы до сих пор оставался в труппе. К сожалению, в театре «Буфф», я не был избалован ролями, руководство в основном использовало меня как актера танцующего, но не драматического, больших хороших ролей такого плана у меня не было. Каждый свой эпизодик я старался сделать ярко, чтобы доказать, что могу и мне можно доверить большую роль. Но театр, это сложная история со своей иерархией мастер-ученик. Худруку «Буффа» Исааку Романовичу Штокбанту было важно чтобы его ученики играли главные роли, а не пришлые от других мастеров, даже несмотря на объем их дарования. Это частая история в театрах. Наверное, я бы тоже так относился и в первую очередь делал ставку на своих, так что не осуждаю, просто констатирую факт, тем более Исаак Романович нас уже покинул, у меня к нему остались только слова благодарности, потому что даже то, что я играл — это прекрасно.
- По поводу ролей, у вас их более сорока причем разных от директора завода до киллера, не обидно что многие все равно больше любят и узнают по ботанику Вале?
- Не то, что не обидно, мне скорее досадно, потому что есть ощущение, что меня уже положили на некую полочку с ботаниками. Мой спектр и диапазон гораздо шире, что я и стремился доказать и показать все эти годы при любой возможности. Я снимаюсь в студенческом кино бесплатно, поскольку будущие режиссеры — это перспектива. Да, из десяти проектов дай бог один выстрелит, но это совершенно нормально. Сыграл у девчонок из мастерской Владимира Котта при ВГИКе, потому что понимаю, что тут перспектива не только у студентов, но и у их мастеров, которые могут тебя заметить. Актеров тысячи, молодые выпускники уже наступают на пятки и надо шевелиться, что-то делать.
- Скажите, что за история с вашими фамилиями, почему, к примеру в фильме «Обгоняя время» вы Стекольников, а сейчас Мартынов?
- Мартынов — это моя родовая фамилия, я ее вернул, кстати, в этом году уже официально по всем документам. А Стекольников придумал дед со своим братом еще в 30-х годах прошлого века. Не знаю почему. Может быть, потому что дед был сталинистом, Стекольников и Сталин созвучные фамилии… Он не рассказывал, как и при каких обстоятельствах это произошло. Но самое интересно, что моя мама в девичестве тоже Мартынова. Мне это совпадение всю жизнь не давало покоя, я понимал, что фамилию надо вернуть.
- Расскажите о таком не совпадении: в 1993 году выходит фильм «Окно в Париж», где вы сыграли, а через несколько лет вы уже имея опыт в кино отправляетесь поступать на исторический факультет. Как так?
- В этом фильме я сыграл, когда занимался в детской театральной студии. А попытка поступить на истфак, это был момент какой-то моей самоидентификации. Все вокруг твердили, что должен идти в театральное, и вот это «должен» надо мной довлело. История мне нравилась, и я решил попробовать себя еще в чем-то, но не поступил, не хватило баллов. И в 16 лет пошел работать в детский дом-профилактории педагогом по ритмопластике. Это интересный жизненный опыт, он меня многому научил, в том числе терпению, раскрыл глаза на то, что есть и такие дети, они интересные, со своими особенностями поведения, их нельзя жалеть в смысле «ой, какие несчастные». Нет, с ними нужно обращаться справедливо, строго, как и с обычными детьми, но понимать, что у них есть некая нестабильность в настроении, они могут прекрасно заниматься в один день, а на следующий их не собрать, не сконцентрировать… Год я проработал и поступил в театральную академию к лучшему мастеру Владимиру Викторовичу Петрову, потом попал в театр «Буфф».
- Москва вас своими перспективами не манила?
- Совершенно. Мне хотелось театральности, студийности. У меня была масса спектаклей в разнличных театрах Санкт-Петербурга, при том, что оставался в труппе «Буффа» и в постоянных поисках самореализации и ролей. Так было до тех пор, пока не появился «Универ» и я окончательно не переехал в Москву.
- На тот момент вы ведь уже были женаты. Как супруга Мария отнеслась к переменам? Ей, наверное, пришлось бросить свою работу…
- Она меня абсолютно поддержала, как жена декабриста. Сначала я приехал один, снимался здесь месяц, катаясь каждую неделю из Санкт-Петербурга в Москву и обратно. Умотался так зверски, что стало понятно — надо переезжать. Супруга художник-технолог по костюмам, мы познакомились на одном театральном проекте. До нашей встречи она четыре года была вторым человеком по костюмам в Мариинском театре, где колоссальная нагрузка, потому что у них по двенадцать премьер в год. Маша оттуда ушла и как независимый фрилансер занималась кино, театром, поэтому таких обстоятельств как переехать и оставить любимую работу, не было.
- Сегодня у вас с Марией трое детей. Прошлый педагогический опыт помогает в родительстве?
- Воспитание — это отдельная школа жизни, мудрости, терпения, личностного роста и очень жаль, что не существует школы родительства, потому что когда ты понимаешь какие ошибки по молодости совершал, какие психологические проблемы были не решены и когда наконец-то решаешь их и отпускаешь, время то уже ушло, ребенок вырос. Все это привело меня к тому, что сейчас получаю второе высшее образование, учусь в РУДН на семейного психолога и через два года получу диплом. Я как-то пару лет назад посчитал сколько у меня книг по актерскому мастерству, их было четыре, а по психологии — шестнадцать! Меня всегда к этому тянуло, к тому же область смежная, актерские техники могу пригодиться в терапевтических целях в психологии, и наоборот, психология может сильно помочь актерам в разборе роли, умении контролировать свои эмоции, переключаться со спектакля на роль пассажира метро, а дома на роль папы, мужа.
- О роли многодетного папы вы всегда мечтали?
- Нет. Семью хотелось, и видимо подсознательно я к этому шел. У меня не было цели нагуляться, заниматься пикапом (знакомство с целью соблазнения, — Прим. «Антенны»). Мне хотелось иметь тыл, найти своего человека, чтобы этот вопрос сразу закрыть. В итоге я добился своего.
- Вы как-то рассказывали в интервью нашему изданию, что наследников воспитываете в строгости. Теперь у вас не только двое сыновей, но и дочка. С ней, наверное, установки для мальчиков не проходят…
— Это точно. Баловная растет такая, вьет из меня веревки. Я перед ней таю жирной лужей, умиляюсь. С дочерью я гораздо мягче, потому что девочка есть девочка, папе ее нужно только любить, а совсем строгой может быть мама.
- Одно время у вас в «Инстаграме» (запрещенная в России экстремистская организация) было много фотографий ремонта. Каким в итоге вышел ваш дом мечты?
— Как я уже сейчас понимаю, это не дом мечты. Мы живем в таунхаусе в Подмосковье. Так как черновая работа высосала весь бюджет, а на тот момент съемки «Универа» ушли на существенный перерыв в несколько месяцев, то весь чистовой ремонт мне пришлось делать самому, и я не жалею, потому что научился стелить ламинат единым контуром на весь этаж, делать венецианскую штукатурку на стенах… Разве что плитку класть доверил профессионалам, потому что это долго и очень много нюансов, тонкостей. То есть я распределил бюджет, понимая, на что мне не хватает и что могу научиться делать сам. Вот такой прекрасный этап был в жизни. Теперь хочу отдельный дом, без соседей, либо чтобы мы не стенка в стенку жили, потому что шумоизоляцию, к сожалению, не все делают, а хочется не цыкать на детей чтобы они после девяти вечера не бесились.
- Разрываете шаблон об актерах, которые плохо совместимы с бытом. Повезло вашим детям, папа их всему может научить!
- Я даже вязать умею, помню по юности связал шарфик, подарил девочке, вышивать крестиком, выжигать, трехгранной резьбой по дереву занимался. По поводу детей, не знаю надо ли им все это. Навязывать ничего не стану. Если они увидят что-то и захотят попробовать, то пожалуйста. А такого чтобы: «Сегодня у нас урок вязания!», конечно, не будет. Они у меня в этом смысле свободные.
АЛЕКЕСАНДР МАРТЫНОВ
НА ТВ
«Универ. 10 лет спустя» 16+, понедельник-четверг, 20:00, ТНТ
Досье
Родился: 25 ноября 1982 года в г. Ленинград
Образование: окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства
Карьера: сыграл в более чем сорока фильмах и сериалах, среди которых «Обгоняя время», «Паромщица», «Гранд-4», «Гранд-5», «Дракулов», «Универ. 10 лет спустя», «Ворона-2» и других.
Семейное положение: женат, сыновья Георгий (17 лет), Иван (10 лет), дочь Дарья (2,5 года)