Дочери могли получать алименты до старости
Так или иначе родители всегда растили детей на свои доходы и сбережения, а выросшие детишки должны были обеспечивать старость отцам и матерям. После прихода на Русь христианства эти права стала регулировать церковь. «Кормчая книга» XII века, регламентирующая брачно-семейные отношения, говорила о том, что «брак — это тайна, установленная во умножение рода человеческого и воспитание чад в любви и взаимной помощи». То есть в те времена взаимную помощь устанавливали законодательно с помощью религиозных канонов.
До XVII века родители могли отдать детей в прислугу к богатым людям, и это тоже приравнивалось к их обеспечению. В эти века была закреплена обязанность отца содержать даже внебрачного ребенка.
В Своде законов Российской империи XIX века совершеннолетние дети официально прекращали сидеть на шее у родителей, но существовало исключение.
Если взрослая дочь, достигшая 21 года, не имела средств к существованию, то отец должен был предоставлять ей денежные суммы, пока она не выйдет замуж.
Родственники спешили сбагрить девицу поскорее, иначе за неисполнение алиментных обязанностей неплательщиков могли выпороть или посадить в тюрьму.
Любые отношения стали считаться браком
В конце 1917 года большевики поставили брак вне церковных обрядов. «Религиозные предрассудки» теперь не должны были оказывать влияние на юридические отношения между супругами. Гражданские браки узаконили, а все алиментные отношения между родителями и детьми были упразднены. Провозглашалось равенство полов, а значит, никто никому ничего не должен.
Сейчас многие задолжники хотели бы попасть в то время. Ведь можно было вздохнуть с облегчением, понимая, что никакие приставы к тебе не придут. Но это длилось совсем недолго, ровно год.
С декабря 1918 года появились новые законы. Забеременевшая женщина, которая не состояла в браке, могла подать заявление в отдел записи актов гражданского состояния, где указывала предполагаемого отца. Он обязан был нести бремя расходов, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка.
Если предполагаемых отцов было несколько, в связи с тем, что женщина не знала, от кого зачала, то, как пишет «Настольная книга судебного пристава-исполнителя», суд мог обязать участвовать в расходах всех ответчиков.
То есть расходы могли нести сразу несколько «папаш». Конечно, свое отцовство можно было оспорить в суде. Но интересно, как они это делали? Анализы ДНК тогда не проводили.
Ранняя советская власть вообще пересмотрела принципы традиционной семьи и домашнего хозяйства. Маркс и Энгельс утверждали, что за ликвидацией частной собственности последует эмансипация женщин, а значит, отношения полов станут абсолютно личным делом. Ленин говорил, что в будущем неоплачиваемую работу домохозяйки и заботу о детях будут осуществлять общественные столовые, ясли, детские сады и другие заведения. Считалось, что официальный брак отпадет сам по себе.
Требования укротить аппетиты «алиментщиц»
Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) 1926 года приравнял незаконные браки к официальным. То есть любое сожительство имело семейно-правовые последствия, а понятие «внебрачные дети» потеряло свою актуальность.
Алиментное законодательство в СССР начало создаваться практически с нуля, в первую очередь по идеологическим соображениям. Защита прав женщин была своего рода фишкой советской власти, которая в этой сфере ориентировалась, как ни странно, на развитые страны Западной Европы. Впервые появилось наказание за неуплату средств на содержание детей и заключалось в принудительных работах, лишении свободы до шести месяцев либо штрафе.
Легкомысленные отцы предпочитали отсидеть в кутузке, чем платить штраф, об этом нам красочно повествовал Михаил Зощенко.
В 30-х годах прошлого века в общественном сознании формировался четкий образ женщины-алиментщицы, той, которая рожает ребенка вне брака специально для того, чтобы получать содержание. Матери взрослых сыновей писали в Наркомюст о том, что одинокие женщины нарушают права семейных мужчин.
«Мои сыновья связаны по рукам и ногам некими „хищницами“, которые обязали парней платить им алименты за незаконнорожденных детей. Сыновья теперь не могут жениться, они видят в каждой женщине алиментщицу», — писала мать двоих наследников.
Другая ей вторила: «Мой сын стал жертвой закона. Надо укротить аппетиты алиментщиц».
Женщину, подающую на алименты, стали называть тунеядкой и матерью-ехидной.
В послевоенные годы алименты аннулировали
В 1944 году новый закон о семье лишил возможности матерей-одиночек, не состоявших в законном браке, получать алименты. Страна готовилась к проблеме, когда солдаты вернутся с фронта.
После Великой Отечественной войны многие женщины вообще не могли выйти замуж, мужчин просто не хватало. В графе «отец» ставился прочерк, а про демографический вопрос шутили, что рождаемость в стране повышается за счет «высокой оборачиваемости мужика». Он при этом не нес никакой финансовой ответственности за появление наследников.
Выплаты матерям-одиночкам государство возложило на себя и на предприятия. Статья «Злостное уклонение уплаты алиментов» утратила свою силу. В принципе именно из-за этого в 50-е годы было достаточно школьников, росших без отцов.
Фотографии алиментщиков на «доске позора»
К неплательщикам вернулись в 1967 году, когда государство поняло, что несет слишком большие расходы на содержание детей. Отцов обязали выплачивать на одного ребенка 25% от заработка, за двоих детей — треть зарплаты, а на троих — 50%. Иначе злостных алиментщиков ждали осуждение соседей, выговоры в профкоме, парткоме, а дальше исправительные работы, колония или ссылка. Фотографии злостных неплательщиков вывешивали а специальных стендах, рядом со снимками местных алкоголиков, хулиганов и дебоширов.
С тех пор появились всем известные уловки от невыплаты. Кто-то устраивался на низкооплачиваемую работу, кто-то шел на стройки или лесозаготовки, где бригадир мог выплачивать деньги отдельно от кассы. Некоторые алиментщики пускались в бегство, превратив в свой гимн слова песни: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз». Многое из этих пунктов так и не изменилось.
Сейчас никто не отрицает, что защищенность женщины с ребенком в немалой степени зависит от состояния законодательства о семье и браке, в частности «алиментного».