Учить ребенка иностранному языку можно с младенческого возраста. В этом абсолютно уверена Анна Кузина — профессиональный китаевед, чемпион мира по китайскому языку, создатель популярного блога о Китае Twins in China, автор книги «Китай. Все тонкости». Для этого родителям не нужны специальные знания. Потребуется немного свободного времени, позитивный настрой и правильно подобранная методика.
Профессиональный китаевед
Принципы занятий с детьми раннего возраста
Я начала заниматься иностранными языками со своими детьми, когда им было 8 месяцев. Сегодня они свободно разговаривают на русском и китайском, изучают английский. В те годы у меня не было под рукой подходящей методики: приходилось экспериментировать. Впоследствии я разработала собственные принципы обучения малышей иностранным языкам и готова поделиться ими со всеми родителями, заинтересованными в раннем развитии детей.
Учите язык с удовольствием. Я во всем ратую за простоту. Ребенок должен учить иностранный язык легко и с радостью, без принуждения, в форме игры. Меняйте виды деятельности каждые 2-5 минут в зависимости от возраста малыша. Не ищите сложных развивающих упражнений: используйте то, что просто и при этом гарантированно эффективно.
Занимайтесь регулярно. Уроки должны проходить каждый день. Занимаясь со своими детьми, я изредка позволяла сделать один выходной в неделю. Но перерывами злоупотреблять не стоит. Достаточно 10-15 минут в день, но регулярно, без пропусков. Это обязательно принесет отличные плоды.
Выполняйте правильные действия. Все упражнения, игры должны проходить в рамках выверенной методики. В противном случае занятия не дадут ожидаемого результата.
Используйте разные виды активности, чтобы вызвать интерес у ребенка, сохранить его мотивацию и стимулировать к занятиям. Подбирайте игры по возрасту. Для малышей лучший обучающий инструмент — карточки со словами и картинками. Они идеально подходят для разных видов деятельности.
14 игр для освоения детьми иностранного языка
Демонстрация карточек
Это самый легкий способ занятий, который подойдет даже младенцам. Подготовьте карточки с картинками и словами на иностранном языке. Желательно, чтобы рисунки и надписи были крупными. Демонстрируйте их малышу в быстром темпе (по 5-7 секунд на каждую), не ожидайте, что он как-то отреагирует. Покажите карточку, четко и внятно озвучьте ее и переходите к следующей. Такой показ, занимающий не более 2-3 минут, активизирует зрительную и слуховую память. Впоследствии малыш будет гораздо легче запоминать слова иностранного языка, поскольку они будут ему знакомы.
Галерея карточек
Подготовьте карточки для занятий и развесьте их по дому: на стене, на холодильнике, на дверях, возле кроватки — чем больше мест, тем лучше. Носите младенца на руках, показывайте картинки и надписи и называйте их. Это упражнение также великолепно тренирует память, а благодаря динамике оно не скоро наскучит.
Прятки
В разных интерпретациях игра подойдет как младенцам, так и малышам постарше. Если ребенок еще совсем маленький, все действия выполняет родитель, а младенец только наблюдает. Спрячьте карточки в разных местах в комнате: в коробочку, под стулом, под вещами. Держите малыша на руках и вместе с ним ведите поиски. Найдя карточку, показывайте ее ребенку и называйте изображенный предмет, действие, признак.
Дети постарше могут принимать в игре активное участие. Спрячьте карточки. Пусть малыш их отыщет и назовет. Если ребенок уже владеет речевыми оборотами, можно подсказывать ему направление поиска на иностранном языке. Игру можно проводить с точностью наоборот: малыш прячет карточку, а родитель ищет. В это время ребенок на иностранном языке формулирует направление. Такое времяпрепровождение не только полезное, но и очень увлекательное!
Найди предмет
Это более сложная игра, которая также подойдет детям разных возрастов. Суть ее заключается в том, чтобы показать карточку с изображением или надписью ребенку, а затем найти указанный предмет дома. С младенцем эта игра будет проводиться односторонне. Родитель показывает малышу карточку, называет ее, а затем подносит к предмету и произносит это же слово. Так кроха будет учиться соотносить изображение, реальную вещь и ее название.
Старшие дети могут активно включаться в игру. Родителю достаточно показать карточку с картинкой или надписью, а ребенок будет указывать на предмет в доме и называть его. Благодаря таким игровым упражнениям расширяется словарный запас, отрабатывается произношение.
«Классики» на иностранном языке
Для этой игры понадобятся карточки большего размера, и проводить ее лучше с детьми, которые хорошо ходят и разговаривают. Разложите карточки на полу. Пусть ребенок прыгает с одной на другую и называет слова на иностранном языке. Дети играют с удовольствием, а участников может быть сколько угодно.
Хаос и гармония
Игра подходит для детей 2-3 лет. Разбросайте карточки по полу в произвольном порядке. Пусть ребенок подходит, поднимает и называет те, которые он знает. Остальные вы показываете ему и проговариваете вслух. В следующий раз, когда снова будете играть, некоторые из озвученных вами слов уже будут знакомы. Это отличное упражнение для развития памяти, произношения и пополнения словарного запаса.
У игры могут быть варианты. Из разбросанных по полу карточек можно составлять слова по начальным буквам или звукам слов. Еще одна разновидность — сортировка по каким-либо признакам, например по цветам, назначению, группе предметов.
Счет игрушек
В этой игре легко совмещается приятное с полезным. Попросите малыша убрать игрушки в коробку и посчитать на иностранном языке, сколько их. Так вы повторите цифры и приберетесь в комнате. Если ребенок уже знает наименования многих игрушек, можно не только считать их, но и называть.
«Накрой на стол»
Похожая игра, в которой бытовые действия можно превратить в обучение. Накрывайте на стол и называйте продукты или просите ребенка подать их вам. Можно задействовать знания счета, слов, обозначающих действия, попросить малыша предварительно помыть, порезать или почистить продукт. Представляете, сколько полезных навыков он получит!
Речевые игры
Родителям придется запастись методическими материалами: речовками, считалочками, направленными на запоминание отдельных предметов, частей тела. Эти упражнения полезны не только для памяти, но и для развития артикуляции, дикции. Если папа или мама не уверены, что правильно произносят речовку, можно пользоваться аудиозаписью и вместе повторять за диктором.
Скороговорки
Наряду с речовками и считалочками для изучения языка широко используются скороговорки. Они подойдут детям от 4 лет. Это еще один способ совершенствовать произношение и дикцию.
Совместная зарядка с родителями
Прекрасная возможность повторить части тела и движения. Играть можно регулярно по утрам: зарядка полезна не только для изучения иностранного языка, но и для здоровья. Если родитель не блещет знаниями языка или правильным произношением, включите аудиозапись зарядки, выполняйте упражнения и повторяйте за диктором. Постепенно ребенок запомнит фразы и будет сам их повторять. Со временем можете вводить другие упражнения, расширяя словарный запас.
Совместное пение и танцы
Выучите вместе с ребенком песенку или танец под речовку. Включайте музыку, пойте и танцуйте, когда есть настроение. Песни хорошо запоминаются и пополняют лексический запас. Малыш усваивает ритм языка, интонации, произношение.
Читайте, рассказывайте стишки и истории
Это можно делать в форме игры. Сначала пусть малыш повторяет за родителем, пока не выучит стишок. Затем, играя, можно по очереди произносить строки, инсценировать историю или придумать свой рассказ, если ребенок уже достаточно хорошо владеет языком и имеет обширный запас слов. Занимаясь с младенцем, можно просто читать стихи, истории или включать их в аудиозаписи с правильным произношением.
«Кто быстрее»
Ребенок может играть сам или с мамой. Предложите назвать как можно больше слов из какой-то тематической группы: животные, фрукты, транспорт и так далее. Я часто играю так с детьми. Можно засечь время, а малыш пусть назовет столько слов, сколько знает.
Так как у меня двое девочек, я могу устраивать с ними соревнования. Им это очень нравится. Я достаю пачку иероглифов и смотрю, кто быстрее назовет. Получается игра на скорость. Потом подсчитываем баллы, у кого больше. Дети сами отслеживают, кто вчера выиграл, а кто сегодня. Я также приучаю их самостоятельно откладывать те иероглифы, которые они не смогли вспомнить.
Игры — это великолепный инструмент для изучения языка ребенком. Именно благодаря игровому формату малыш не воспринимает учебу как труд, как некую повинность. Для него это «десерт», который он ждет с нетерпением.
Ребенок не относится к обучению как к чему-то скучному, к тому, чем надо быстро позаниматься, а потом можно идти смотреть мультик или играть в куклы. Именно благодаря акценту на игровом формате он приходит домой из садика или школы и думает: сейчас я быстро переоденусь и буду заниматься с мамой языком, рассказывать историю, «состязаться» в иероглифах. В результате появляется мощная мотивация, которая становится основой в изучении языка в любом возрасте.