Уже с пеленок родители начинают учить детей иностранным языкам, таблицам сложения, чтению, письму, рисованию и т.д. Сегодня существует очень много различных методик развития дошкольников. Мы познакомим вас с основными.
Методика Монтессори
Мария Монтессори, первая женщина-врач в Италии, ученый и психолог. Она создала свою особую систему, совсем не похожую на традиционную педагогику. Самое главное в ее методе — позволить ребенку самому выбрать занятие. Учитель должен угадать, что интересует кроху, и создать лишь необходимые условия для обучения. Ребенку предоставлена полная свобода. Сегодня малыш может захотеть полепить или порисовать, завтра — посчитать или почитать. Воспитатель остается как бы в тени. Принцип Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».
Именно благодаря невмешательству взрослых дети становятся самостоятельными. Обычно занятия по данной методике начинаются с пальчиковой гимнастики, игры на музыкальных инструментах или танцев. После этого малыши расходятся по комнатам и делают все, что им хочется: сажают цветы, читают, лепят и т.д. Комнаты для занятий разбиты на пять зон, каждая из которых оборудована специальными материалами. Например, в зоне практической жизни малыш может полить цветы, приготовить салат, постирать вещи, завязать шнурки, почистить ботинки и т.д.
В зоне сенсорного развития собраны материалы, которые помогут малышу научиться различать характеристики предметов: размер, цвет, форма, вес. В зоне математики малыш учится считать, тренирует память и внимание, в языковой зоне учится читать и писать. Космическая зона знакомит ребенка с окружающим миром, с историей и традициями разных народов. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик, и дети снова собираются в круг — делают зарядку, смотрят сказку и традиционно задувают свечку.
Плюсы
Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитическому мышлению, мелкую моторику. Но самое главное — дети становятся самостоятельными, они приучены к труду и порядку, понимают ответственность за выполнение работы. Одно из преимуществ методики Монтессори — это то, что ребенка не нужно ни к чему принуждать, ведь малыш будет сам стремиться познать и опробовать что-то новое.
Минусы
Многие психологи отмечают, что у детей, занимающихся по методу Монтессори, плохо развита фантазия. Малыши хорошо будут считать и грамотно писать, а вот сочинения сами никогда не напишут. Сегодня у Монтессори появились последователи, которые стараются уделять внимание творчеству. Так, появляются дополнительные зоны: музыкальная, художественная, театральная. Критикуют итальянского педагога и за слишком большую ответственность ребенка за собственное развитие, неспособность работать в коллективе. Учителя отмечают, что дети, которые приходят в обычную школу после детского садика Монтессори, неуправляемые и в буквальном смысле стоят на голове.
Метод Зайцева
В свое время петербургский педагог Николай Александрович Зайцев сделал сенсационное заявление о том, что азбука вредна. Вместо букваря Николая Александрович создал кубики Зайцева. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию. Принципиальное отличие методики обучения чтению Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв и не по слогам, а по складам. Это некие комбинации из пары согласный-гласный, которые органично связаны с человеческой речью и потому легче усваиваются. В отличие от слогов, складом может быть даже отдельная согласная, если на слух чувствуется, что она «мягкая» (за ней может стоять гласный звук, хоть он и не обозначается при письме).
Математике Зайцев учит с помощью таблиц с цифрами, в которых наглядно показано, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами. Самое главное, по мнению Николая Александровича, что ребенок должен воспринимать обучение как игру.
Плюсы
При игре в кубики каждый раз задействуются разные каналы восприятия. Дети постигают науку через чувства, им легче понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Отличный способ быстро научиться читать.
Минусы
Методика Зайцева не объясняет буквенного состава слова малышу, она сразу предлагает ему познакомиться со складами. В результате в школе малыши могут проглатывать окончания, делать ошибки в морфемном и фонематическом разборе слова.
Методика Глена Домана
В конце 40-х годов американский военный врач-нейрофизиолог Глен Доман начал заниматься лечением детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Перед специалистами стояла задача не научить ребенка читать по слогам, а активизировать его мозг. Поначалу в работу включались резервные клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Детям начинали показывать карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом на картоне, и громко произносили эти слова вслух. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день.
Результат был потрясающим: дети с травмами мозга не только стали здоровыми, но и научились бегло читать. Методика Домана работает так хорошо в первую очередь потому, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание и во время его активного роста (до 3–6 лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. По карточкам можно не только научиться читать, но и считать, решать примеры, запоминать иностранные слова и географические названия.
Обязательно после каждого урока нужно хвалить ребенка, радоваться его успехам, формировать стимул для дальнейшего познания. Также учтите, что занятия должны проходить по строгой системе: каждый день к знакомым карточкам добавляют новые, каждую карточку показывают не более трех раз в день. В противном случае педагоги, практикующие методику Домана, не гарантируют хороших результатов.
Плюсы
Ребенок уже в три года имеет отличный словарный запас, хорошо владеет иностранными языками, эрудирован. У детей, занимающихся по Доману, великолепная зрительная память и техника чтения.
Минусы
При обучении работает только зрительная система малыша, другие органы чувств не задействованы. Его нагружают знаниями, но не учат думать и анализировать. Такую методику необходимо использовать только в сочетании с другими обучающимися программами. Заниматься по Доману с ребенком смогут только домохозяйки: карточки необходимо показывать малышу в течение всего дня, строго соблюдая распорядок занятий. Эта методика требует много времени как у родителей, так и у детей.
Система Никитиных
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины — одни из создателей методики формирования творческих способностей с раннего детства. Авторы воспитали семерых детей и 24 внука. В ходе практики Никитины разработали три основных принципа. Во-первых, детей необходимо закаливать. Ребенок должен носить легкую одежду, а дома должна быть спортивная обстановка. Во-вторых, это свобода творчества в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. В-третьих, неравнодушие родителей к тому, что и как получается у малышей. Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать.
Это «заорганизованность» (стерильность, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности) и «заброшенность» (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию — накормить, одеть, уложить спать). Умственными способностями детей Никитины тоже занимались с раннего детства. При этом Борис Павлович придумал собственные интеллектуальные игры, получившие широкое распространение: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Рамки и вкладыши». Они предназначены для детей от 2 лет, когда малыши различают форму и цвет.
Плюсы
Используя систему Никитиных, можно воспитать здоровых, закаленных и смышленых детей. Важно, что Никитины с самого начала приучали детей самостоятельно принимать решения и исправлять собственные ошибки.
Минусы
Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовали.
Вальдорфская школа
Вальдорфская школа возникла в первой четверти XXвека в Германии в связи с поиском в условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества. Основатель новой методики австрийский философ Рудольф Штайнер выступил против раннего развития интеллекта. Например, чтению и письмо можно учить, когда сформировался эмоциональный и духовный мир ребенка, то есть с 10–12 лет. Вальдорфские педагоги считают, что определенные знания дети должны получать в том возрасте, когда это им интересно. В начальной школе малыши лепят, вяжут, рисуют, играют на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется эритмии (образной пластике). Эта методика не предусматривает наличия телевизора, компьютера. Даже игрушки делают из природных материалов. Авторские куклы, сделанные своими руками, заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы.
- Плюсы
Дети обучаются в комфортной для них атмосфере, осваивая материал в удобном темпе. Детский коллектив в вальдорфской школе очень сплоченный, и отношения между детьми и преподавателями доверительные. Если вы хотите воспитать будущего музыканта или артиста, то такая методика идеальна.
- Минусы
Основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Математике и логике здесь отводят второстепенную роль. Дети в вальдорфском детском саду живут в своем мире, где нет наказаний и наставлений. Читать и писать малыши начинают только с третьего класса. Когда ребенок снимет розовые очки, то ему будет трудно адаптироваться в современном мире.
Методика Ибука
В отличие от Штайнера, японский инженер и предприниматель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука заявил, что «после трех лет уже поздно». Именно в первые три года жизни мозг развивается невероятными темпами. Это время, когда формируются до 80% нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает интеллектуальное и творческое развитие человека. В раннем возрасте малыш впитывает информацию как губка, поэтому его запросто можно научить иностранным языкам, музыке, рисованию.
При этом методика Ибука не сводится к обучению ребенка чтение и письму с пеленок. Самое главное — развить умение рассуждать, оценивать и воспринимать. При этом Масару не предложил конкретную программу, он только дал несколько советов родителям: учить больше стихов наизусть, чаще брать малыша на руки, как можно раньше дать крохе карандаши, разнообразить занятия ребенка, тренировать левую руку так же, как и правую, не покупать детям много игрушек (это рассеивает внимание и не развивает фантазию), больше двигаться (ходьба стимулирует мыслительный процесс).
Плюсы
Система занятий для каждого ребенка разрабатывается индивидуально, исходя из его предпочтений и возможностей. Методика позволяет воспитать разносторонне развитого человека.
Минусы
Отсутствие четких инструкций. Есть только общие рекомендации.
Методика Сесиль Лупан
Педагог по актерскому мастерству, мама двух дочерей Сесиль Лупан создала собственную методику развития детей. Основные советы Лупан изложила в книге «Поверь в свое дитя». Главная мысль автора заключается в том, что лучшие педагоги для малыша — это родители. Только они точно знают, что нужно ребенку и как его правильно развивать. Обучение, по мнению Сесиль, не цель, а средство гармоничного развития ребенка. Малыш должен играть и общаться с родителями, а занятия — лишь дополнение, и не стоит ими злоупотреблять.
Также Сесиль описывает и конкретные упражнения по физическому развитию, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, иностранным языкам, истории, географии, плаванию новорожденных и верховой езде. При этом Сесиль сама предупреждает родителей, чтобы они не слепо следовали ее методике, а выбрали только то, что подходит именно их малышу. Все дети разные, и к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход.
Плюсы
Гармоничное раннее развитие ребенка сразу в нескольких областях: физическое (плавание, верховая езда, танцы и т.д.), умственное (логика, письмо, чтение, счет, языки), эстетическое (музыка, рисование, поэзия), здоровая психика. Тесное общение ребенка с родителями.
Минусы
От родителей требуется много терпения и времени. Методика Сесиль не научная, и ее можно использовать в качестве рекомендаций.